Еврейский народ существует уже более трех тысяч лет. Его образ жизни и философия, моральные нормы и календарь, обучение детей и взгляд на историю – все это и многое другое объединяется понятием «еврейская традиция». Когда говорят о еврейской традиции, имеют в виду нечто существенно, отличное от того, что называется национальной традицией у других народов.
Религия сохранила еврейский народ на всех перипетиях истории. Еврейский народ определяется не материальными или физическими критериями, а своей духовной силой, заряжаемой Торой и ее заповедями. Иудаизм полностью регламентирует все сферы жизни человека.
Соблюдение заповедей Торы – прямая обязанность каждого еврея. Выполняя заповеди, человек способствует раскрытию Б-жественности на земле, делает этот мир лучше.
В число традиционный образ жизни еврея входят создание семьи, изучение Торы, личная и общественная молитва, соблюдение Субботы и Праздников, добрые дела и благотворительность.
Молитва – это служение Всевышнему сердцем, это время, когда человек соединяется с Б-гом. Еврейская традиция рекомендует молиться в общине. Должно собраться вместе не менее 10 молящихся взрослых мужчин-евреев – миньян. Миньян символизирует «общину Б-га», в которой возможно произнесение особо священных моментов молитвы. Считается, что коллективная молитва всегда бывает услышана Всевышним.
Еврейская традиция называется на иврите «масорет Исраэль». Слово масорет происходит от глагола масар, означающего передавать, так как традиция – это то, что передается из поколения в поколение. Но часто используют и термин «морешет Исраэль». Слово морешет происходит от глагола яраш, означающего наследовать. Это выражение, следовательно, можно было бы точнее перевести как «еврейское наследие».
Еврейская традиция одновременно и наше наследие, доставшиеся от предков, и то, что мы создаем сегодня, чтобы передать будущим поколениям.
Шаббат
Шабат (Суббота) – наделенный особой святостью седьмой день недели, в который запрещена работа. В Торе сказано: «Ибо в шесть дней создал Г-сподь небо и землю, моря и все, что в них, а в день седьмый покоился. Посему благословил Г-сподь день субботний и освятил его» (Шмот). Шабат наступает в пятницу с заходом солнца и выходит в субботу с выходом первых трех звезд. Начало субботы знаменует обязательное для женщин зажигание свечей за 18 минут до захода солнца. По окончанию субботы мужчина (глава семьи или общины) проводит церемонию «Авдалы» (зажигание свечи с несколькими фитилями, благовониями и благословением на традиционный напиток). Днем и вечером в Шабат устраиваются праздничные трапезы. В честь Шабата надевают праздничные одежды, в синагогах проходит торжественная субботняя молитва. Соблюдение законов Шабата – главный принцип иудаизма. Лишь в одном случае предписано нарушить законы субботы – ради спасения человеческой жизни.
Цдака
Цдака — оказание материальной или физической помощи другому, является одной из основных заповедей иудаизма. Само значение слова «цдака» в переводе с иврита означает не благотворительность, а справедливость. Этим подчеркивается, что подаяние является не чем-то особенным, а лишь способом восстановления справедливости. В Торе сказано: «…не ожесточи сердца своего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим. Но открой ему руку свою и дай ему…».
Выполнить заповедь цдаки можно здесь.
В Торе есть три слова для обозначения дней, которые по-русски называются одним словом «праздник». Первое Хаг – слово, наиболее близкое по значению к русскому слову «праздник». Тора обозначает им только Песах, Шавуот и Суккот. Во времена Храма в эти праздники взрослые мужчины были обязаны совершить паломничество в Иерусалим.
Во времена Храма у праздников были религиозно-исторические и сельскохозяйственные значения, они выражали единство духовной и материальной жизни еврейского народа. Так, Песах, установленный в память об освобождении из Египта, – это одновременно праздник начала жатвы ячменя; Шавуот, день дарования Торы, – праздник начала жатвы пшеницы и сбора урожая фруктов; Суккот, установленный в память о пребывании народа Израиля в пустыне, – праздник окончания сбора урожая. Второе Моэд – «определенный день», «срок». Третье Микра кодеш – «созыв священного собрания». Так Тора называет праздничный день, когда работа запрещена. Во времена Храма в этот день все должны были собраться в Храме, чтобы совершать особое служение Всевышнему. Все эти три определения относятся к Песах, Шавуот и Суккот. Другие две даты, два праздника, упомянутые в Торе – Рош а-Шана (Новый Год) и Йом Кипур (Судный день), дни начала и окончания ежегодного Суда, творимого Всевышним.
Кроме вышеперечисленных, есть ряд праздников, возникших в память об определенных событиях: Ханука, Пурим, Лаг ба-Омер и пять дней всеобщих постов: пост Гедальи, десятое Тевета, пост Эстер, Семнадцатое тамуза и Девятое ава.
Отличительной особенностью еврейских праздников является не организация торжества, а возникающее у людей чувство сопричастности с данным событием, как если бы оно происходило с ними сегодня. Тора предписывает евреям чтить праздники и наслаждаться ими. Чтить праздник означает подготовиться к его наступлению. Наслаждаться – устраивать две праздничные трапезы. Перед каждой трапезой совершают кидуш – специальное благословение на вино.
Все, что галаха (еврейский закон) запрещает делать в субботу, запрещено делать и в праздники. Исключение составляют работы, связанные с приготовлением пищи. Так, например, в праздник разрешается зажигать огонь, но лишь от другого огня, зажженного накануне.
Еврейское закон, Алаха, регламентирует все сферы жизни, и, соответственно, все важные вехи жизненного цикла сопровождаются особыми обрядами. Вокруг обрядов тысячелетиями складывалось множество обычаев, которые особенно важны и дороги для каждого еврея. Они дают возможность пережить заново опыт своего народа, ощутить себя его неотъемлемой частью, помогают сохранить свою самобытность и сохранить себя как народ. «А теперь, Израиль, чего Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя? Чтобы следовать всем путям Его… чтобы соблюдать заповеди Г-спода и уставы Его для твоего же блага…»
Мицва (множественное число – мицвот) означает «заповедь». Соблюдение заповедей обязанность каждого иудея. Всего насчитывается 613 мицвот, 248 из них – положительные заповеди, т.е. повеления что-то сделать, а остальные 365 – отрицательные, т.е. запрещающие что-либо делать. Божественный источник заповедей означает их вечность и неизменность как абсолютных основ морали и права.
У евреев есть понятие «радость мицвы», то есть внутреннее удовлетворение и удовольствие, проистекающие от выполнения заповедей. В Торе говорится: «Бог пожелал удостоить Израиль, и потому Он увеличил Закон и умножил проистекающие из него мицвот».
Кашрут
Кашрут— свод предписаний и повелений, касающихся приема пищи. Тора подробно разъясняет, какие виды животных разрешены в пищу, а какие запрещены, когда можно есть, а когда нельзя, при каких условиях какой посудой можно пользоваться и так далее. Все фрукты и овощи разрешены, но требуют проверки на наличие насекомых, которые запрещены в пищу. Разрешены все виды рыба, имеющие чешую и плавники. Самые строгие законы касаются мяса.
Разрешенным к употреблению считается мясо жвачных животных с раздвоенными копытами. Кошерное животное должно быть забито специально обученным резником (шойхетом). В процессе кошерного забоя скота особое внимание уделяется безболезненности процесса.
Нож должен иметь определенную форму, быть остро заточенным и гладким. Это позволяет одним легким (без нажима) движением перерезать сонную артерию, пищевод, яремную вену и трахею со стороны шеи. Животное моментально теряет сознание и не чувствует боли (поскольку перерезаны нервы и прекращено кровоснабжение мозга). Также в пищу евреям запрещена кровь. Считается, что в крови живет душа, поэтому кровь выпускают и засыпают землей. После забоя обязательно проверяются органы – если они не совсем здоровы, мясо считается трефным и запрещается к употреблению в пищу.
Одним из основных правил кашрута является запрет есть мясное с молочным. В основе правила лежит этический принцип «не варить козленка в молоке матери его». Специалист, следящий за производством продуктов на предмет соблюдения правил кашрута, называется машгиах (наблюдающий).
Еврейский календарь Календарь
Еврейский календарь является лунно-солнечным. Дни и год отсчитывают по солнцу, а месяц — по фазе луны. Еврейский год состоит из 12 месяцев, есть полные месяцы – 30 дней, и неполные — 29 дней. С определенной периодичностью устанавливается високосный год, в нем есть дополнительный тринадцатый месяц. Первый день каждого месяца — новомесячье — называется «Рош Ходеш». В Рош-ходеш читают дополнительные праздничные молитвы, также это считается женским днем, есть традиция в этот день освобождать женщину от работы
При совершении обрядов используются обрядовые предметы (ритуальная утварь) – принадлежности, используемые при отправлении культа и совершении ритуальных церемоний в синагоге и в домашнем обиходе.
Обрядовые предметы обычно представляют собой произведения прикладного искусства – резьбы, чеканки, литья, вышивки и т. п. Форма обрядовых предметов определяется их назначением, а декоративная отделка связана с обрядовой символикой.