Московская еврейская община представляет собой агломерацию общин, расположенных в разных районах мегаполиса. Сегодня это одна из самых больших и процветающих общин в мире. Основными ее задачами являются развитие еврейской жизни во всем ее многообразии, реализация социально-значимых проектов, межнациональный, межрелигиозный и межкультурный диалог; укрепление толерантности, противодействие экстремизму и ксенофобии.
Об истории еврейской общины Москвы
Первые упоминания о пребывании евреев в Москве относятся к XV веку. Согласно историческим источникам, небольшая еврейская община сформировалась в городе к концу XVII века. Она состояла из принятых на службу иностранцев и пленников, приведенных из Речи Посполитой.
Значительное число евреев появилось в Москве после первого раздела Речи Посполитой (1772), когда в состав Российской империи вошли территории, на которых проживало большое количество евреев.
Первые еврейские молельные дома, Аракчевский и Межевой, появились в 1820-х. Их прихожанами были так называемые николаевские солдаты – евреи, которых стали призывать в армию после вступления на престол Николая I (до этого с них брали двойные подати за освобождение от службы в армии).
В 1865 году была образована Московская еврейская религиозная община.
В 1870 году была открыта первая Хоральная синагога в районе Солянского проезда. Рядом с православным Дорогомиловским кладбищем было создано еврейское кладбище.
В 1871 году открылось учебное заведение «Талмуд-Тора».
В период с 1850 по 1891-й год в Москве появилось 15 синагог и молелен. В 1891-1893 годах в рамках политики выселения евреев из Москвы (было выселено свыше 20000 человек), было закрыто 10 синагог и молельных домов.
В 1915-1917 годах в результате выселения евреев из «черты оседлости» в пригороды Москвы прибыло множество беженцев. В то время хаотично формировались еврейские общины, в Богородском открылась ешива.
В 1920-е Москву захлестнула новая волна евреев-беженцев. На этот раз люди бежали от экономических трудностей и политических преследований, так как в большом городе было легче затеряться. Из-за притока новых людей выросло количество синагог в городе – в 1920-е их было 18. В Москве работали кошерные магазины, и полуофициально преподавали меламеды (учителя для детей по еврейской традиции).
В 1922 году в Москве прошел съезд раввинов, организованный раввином Иосифом-Ицхаком Шнеерсоном – Шестым Любавичским ребе (1880-1950). На съезде был учрежден «Ваад рабаней СССР» (Совет раввинов СССР), главой которого и стал Иосиф-Ицхак Шнеерсон. В 1922-1924 годах Москва была центром деятельности Совета раввинов.
В 1920-е еврейские религиозные общины подвергались репрессиям со стороны властей. В 1928-1930 годы были закрыты 14 из 18 синагог, а также была разрушена вся религиозная инфраструктура. В 1933 году, после выезда лидеров Ваад за границу, Совет был распущен.
В 1935-1938 годы были арестованы несколько религиозных активистов. Многие из них, включая раввина Хоральной синагоги Шмарьяу-Лейба Медалье и главу общины синагоги на Большой Бронной Моше Гутенбергера, были расстреляны.
В 1939 году была закрыта синагога на Большой Бронной улице, в 1947 году – на Арбате, в 1971 году – построенная в 1925 году в Черкизово.
До конца советской эпохи сохранились лишь Хоральная синагога и построенная в 1928 году синагога в Марьиной Роще. В начале 1980-х готовился (под предлогом «ветхости») снос синагоги в Марьиной Роще, но он не был осуществлен из-за организованного прихожанами ремонта, сделавшего вопрос о «ветхости» неактуальным.
С 1958 года отмечаются массовые собрания еврейской молодежи на праздник Симхат-Тора (его внешняя сторона – песни и танцы – была наиболее понятной для ассимилированных советских евреев).
В 1970-е благодаря росту национального самосознания у советских евреев в Москве стремительно росло число верующих, появлялись неофициальные общины. Тогда было положено начало восстановлению системы религиозного образования, начали неофициально работать шойхеты и моэли (специалисты, осуществляющие религиозное обрезание).
В постсоветский период в Москве было открыто и реконструировано множество синагог. Они существовали как отдельные здания, так и открывались в общественных местах, например: в университете МГИМО и кампусе Еврейского университета, в Торговом центре «Афимолл», были открыты молельные комнаты в следственных изоляторах и аэропортах. Сегодня во многих районах Москвы работают синагоги и действуют свои небольшие общины.
На базе Московской еврейской общины действуют множество программ – от образовательных факультативов до полноценных учебных заведений: детских садов, школ и вузов. Широко развита гуманитарная и благотворительная помощь, работает медицинский центр «Рамбам», оказывающий медицинские услуги для всех желающих. Евреи Москвы, соблюдающие кашрут, не чувствуют никаких стеснений – в городе много кошерных магазинов, ресторанов и кафе.
СПРАВОЧНИК ОРГАНИЗАЦИЙ
Главный раввинат
Смотреть ещеОбразовательные учреждения
Смотреть ещеМолодежные проекты
Смотреть ещеБлаготворительные центры
Смотреть ещеИздательства и медиа
Смотреть ещеКнижные магазины
Смотреть ещеКошерные рестораны
Смотреть ещеКошерные магазины
Смотреть ещеМиквы
Смотреть ещеЕврейские музеи
Смотреть ещеКладбища и ритуальные услуги
Смотреть ещеПрочее
Смотреть еще