Пенза

Деятельность

В городе работает синагога. Звучит ежедневная молитва, проводятся шабаты, праздники, Бар-мицвы, Хупа, организуется все необходимое для религиозного образа жизни, работает Миква. Уже двадцать лет в Пензе с огромным успехом действует еврейская воскресный клуб. В программе обучения дети знакомятся с еврейской историей и традициями, изучают иврит, разучивают еврейские песни и занимаются изобразительным искусством. Действуют различные клубы: молодежный, женский, клуб пожилых людей. Работает библиотека. Проводятся уроки Торы.

Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма «Пензенская еврейская община»

Председатель общины

Цесис Бронислав Михайлович

Исторические сведения

Пенза – город, расположенный в центре европейской части России. Административный, экономический и культурный центр Пензенской области.

Еврейская община возникла в Пензе после того, как Александр II своим Коронационным манифестом от 26 августа 1856 года упразднил институт кантонистов. Ликвидировались специальные военные школы, где обучалось немало мальчиков-евреев, в основном из бедных семей. Молодые солдаты из евреев возвращались к семьям в «черту оседлости», но те, кто выслужил полный срок, получали право (оно распространялось и на их потомков) селиться в любой точке Российской империи.

В 1860 году императорский указ был распространен и на демобилизованных гвардейцев, не выслуживших положенные 25 лет. Одновременно право проживания вне «черты оседлости» получали врачи и ремесленники, в 1879 году – все, кто имел высшее образование, а также аптекари и средний медицинский персонал, в 1905 году – участники русско-японской войны.

За полвека до реформ Александра II, в 1810 году, в Пензу из Кременчуга переселился ювелир А. Вассер. Еще раньше на винокуренные заводы в Инсарском, Краснослободском, Городищенском и Нижне-Ломовском уездах была приглашена большая группа евреев. В составе расквартированной в губернии 16-й пехотной дивизии в 1859 году несли службу 63 еврея. Со временем еврейское население Пензы росло.

Среди тогдашних новоселов были уже не только ремесленники и купцы, но и выпускники университетов. Коренное население Пензы отнеслось к евреям дружески. Во второй половине XIX века богатые русские люди, приглашая к себе виноделов, портных, шляпниц, сапожников, помогали им избавляться от пут «черты оседлости».

В начале 90-х годов XIX века, когда численность еврейской общины в Пензе достигла 200 человек (около 20 семей), встал вопрос о строительстве синагоги. Денежных средств на строительство требовалось много. В 1897 году в Пензе началось строительство синагоги, а в 1901 году состоялось, пожалуй, самое значительное событие в религиозной еврейской жизни – открытие синагоги.

До этого времени евреи собирались в частных домах, а затем в приобретенном доме. Свою синагогу мешали построить ограничения, существовавшие в законодательстве того времени. Существуют две любопытные версии получения разрешения на  строительство:

  • Пензенская еврейская община послала в 1894 году Николаю II поздравление в честь его восхождения на престол и получила благосклонный монарший ответ, который был предъявлен губернским властям вместе с прошением открыть синагогу. По мнению сторонников этой версии, именно письмо самодержца привело к положительному решению.
  • Численность еврейского населения неуклонно росла, что позволило обратиться к властям за разрешением на строительство, которое и было получено 19 декабря 1897 года.

Ицхок Франт купил в 1885 г. на ул. Рождественской (ныне ул. М. Горького) небольшой домик с усадьбой и подарил общине. Получив разрешение, собрали деньги у верующих и начали строительство, а уже в середине 1900 года работы были полностью завершены, однако понадобилось еще около 5 месяцев на подготовку и оформление документов.

Это было двухэтажное кирпичное здание с остекленным куполом, вмещавшее до 650 прихожан. Первым старостой синагоги был избран Нахман Рабинович, а раввином стал Ехель Перельштейн.

В 1915 году численность еврейского населения составила 1500 человек. С началом Первой мировой войны в Пензенскую губернию из прифронтовой зоны прибыло 13 000 человек. Их размещением и благоустройством занималась еврейская община под руководством Ханана Абелевича Пинеса.

С 1915 по 1921 годы раввином Пензы был Ицхок Дубов.

В 1-й четверти XX века в Пензе образовалась небольшая (около 60 человек) община хасидов во главе с Абрамом Вульфсоном. Евреи обеих общин молились по отдельности, но все остальные мероприятия проводили вместе и жили дружно.

С приходом Советской власти здание синагоги было национализировано и передано иудейской общине в бесплатную бессрочную аренду. Также было национализировано здание еврейской бани и миквы (бассейна для ритуального очищения) на ул. Дворянской (современное название: ул. Красная), ранее приобретенные для общины купцом Г.Б. Левитом.

С началом НЭПа еврейская религиозная жизнь в Пензе оживилась. В 1922 году был избран новый состав общины во главе с М. Певзнером. Он же исполнял обязанности старосты синагоги.

«…засияла синагога еще раз красотой своей и великолепием, как в дни прежние, и при взгляде на нее ликовало сердце» (Мордехай Певзнер)

На территории еврейского кладбища построили небольшое здание для проведения ритуальных действий при захоронении умерших евреев, впоследствии национализированное. Была создана касса взаимопомощи и небольшой дом престарелых (на 10 человек).

В 1931 году городские власти закрыли синагогу. В последующие годы здание использовалось различными организациями, в связи с чем изменился внешний облик здания и его внутреннее убранство. Остекленный купол был разрушен, вместо него был надстроен третий этаж, произведена внутренняя перестройка. Закрытие синагоги не означало прекращение религиозной жизни в общине. Молитвы проходили в частных домах.

Резко увеличилась численность еврейской общины Пензы и Пензенской области в 1941 году за счет эвакуированных из прифронтовой зоны. Прибыло 22 000 человек.

В годы Великой Отечественной войны было допущено некоторое послабление в отношении религии. В мае 1945г было вновь зарегистрировано «Религиозное общество граждан иудейского происхождения в Пензе», общине возвратили Тору и несколько предметов культа, но не синагогу. Длительное время общине приходилось арендовать бывшее помещение сторожки  рядом со зданием синагоги. В 1956 г. здание сторожки передали общине в бесплатное бессрочное пользование. В этот период раввином общины был Лазарь Соломонович Вербелов, известный далеко за пределами региона своими религиозными трудами и нигунами. В эти годы в общине регулярно собирался миньян, выпекалась маца. Известными активистами доперестроечного периода были габаи: Авсей Лейкин, Лев Горкер, хазан Иосиф Эльперин.

Община добивалась возвращения здания синагоги, и  в мае 1991 г. было принято решение о возвращении здания еврейской религиозной общине. В 1993 г. оно было подтверждено.

Здание было получено, но оно требовало капитального ремонта. Председателю общины Борису Моисеевичу Файнблуду и сменившему его Исааку Соломоновичу Гохману пришлось приложить большие усилия для приведения здания в порядок.  Многие пензенские евреи внесли свой вклад в дело восстановления исторического здания синагоги.

Открытие обновленного и отремонтированного здания состоялось 18 декабря 1995 года. В нем под одной крышей разместились все еврейские организации, существовавшие в тот момент: синагога, Пензенская еврейская религиозная община, благотворительный фонд «Хесед Мордехай», еврейская воскресная детская школа, молодежная организация «Гилель» и другие.

В конце девяностых в Пензе была зарегистрирована Пензенская еврейская национально-культурная автономия.

 

Справочник организаций

Общественная Организация "Еврейская национально-культурная автономия Пензенской области"

ул. М.Горького, д.52 +7 (902) 207-73-70

Воскресный детский клуб "Ахдут"

ул. М.Горького, д. 52 +7 (8412) 56-15-77; +7 (8412) 56-18-72

Обособленное подразделение в г. Пенза АНО "Социальный патронаж"

8 (8412) 56-29-85

Еврейская студенческая организация «Гилель»

ул. М.Горького, д.52 +7 (902) 207-73-70
site_title_ru