Биробиджан

Деятельность

При общине функционируют библиотека, воскресный клуб, детский сад, женский и молодежный клубы, клуб бывших малолетних узников гетто. Гуманитарная помощь, оказываемая общиной, включает выдачу продуктовых наборов, распределение мацы перед праздником Песах. Работает благотворительная столовая, патронажная служба, клуб для пожилых людей «Теплый дом».

Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма «Биробиджанская еврейская религиозная община "Фрейд"»

Председатель общины

Слободчук Олег Андреевич

Раввин

Колпак Эфраим

Исторические сведения

Еврейская автономная область расположена в южной части Дальнего Востока России.

Свою историю она ведет с 1928 года, когда по инициативе комитета и общества по земельному устройству евреев – КОМЗЕТ и ОЗЕТ – правительство СССР приняло постановление о заселении данной территории евреями.

В 1930 году здесь был образован Биробиджанский район, а в мае 1934 года преобразован в Еврейскую автономную область (ЕАО) – первое национально-территориальное образование еврейского населения. Появление ЕАО на Дальнем Востоке, тем более массовое переселение еврейского населения, изменило экономическую ситуацию в регионе.

В то время остро шли многочисленные дискуссии о размещении еврейского населения после отмены «черты оседлости» и превращении евреев из «деклассированного класса» в часть «трудового народа Страны Советов».

В истории области можно выделить несколько этапов: 1928-1934 – от начала заселения до образования национальной автономии; 1934-1937 – активное развитие «еврейской пролетарской культуры»; 1938-1945 – свертывание национальных проектов в различных сферах, период политических репрессий; 1946-1953 – попытка возрождения неосуществленных планов и окончательный провал их осуществления.

1930-е годы – время массового заселения, организации колхозов, начало большого строительства. Переселенцы были полны энтузиазма и желания участвовать в строительстве «социалистического Биробиджана».

С 1928 начинается и внедрение еврейской (идиш) культуры в культурное пространство области. В 1930 году начинает выходить газета «Биробиджанер Штерн» на идише, которая объединила вокруг себя еврейскую интеллигенцию.

Всего в 1931-1932 гг. в Биробиджан приехало 1130 переселенцев из-за границы. Это составило 11% от общего количества переселенцев, прибывших в Биробиджанский район из СССР. В те годы активно велась пропаганда «Биробиджанского проекта» в зарубежной и советской прессе. О Биробиджане писали и как о еврейском государстве в диаспоре, противопоставляя его Палестине-Израилю, как о «двери эмиграции», открывавшей евреям путь в «страну больших возможностей» — СССР.

С 1936 года выходит литературно-публицистический альманах «Форпост». В это же время появляются первые институты образования, еврейские курсы, техникум механизации, то есть формируется система еврейского образования.

В 1937 году в области функционировали 12 еврейских школ.

Государственный еврейский театр (ГОСЕТ) был образован в мае 1934 года. Над его репертуаром работали С. Михоэлс, Ю. Лойтер, В. Зускин, М. Рубинштейн. Руководил театром «вахтанговец» Марк Рубинштейн. Первым спектаклем театра стала пьеса по роману Шолом-Алейхема «Тевье – молочник».

В первые годы строительство области развивалась сеть школ и техникумов, где обучение велось на языке идиш. Иврит, как язык религии, был запрещен. Развитие языка идиш, как и любого другого языка, связано, прежде всего, с определением, установлением и признанием его статуса. Статус идиша в истории еврейского народа менялся несколько раз: от «жаргона» к языку национальному, а затем к языку государственного управления, языку официальной власти, как это было предпринято в Еврейской автономной области.

В 1940-х годах в области проживало 30 000 евреев, что составляло пятую часть всего населения. Первое коммунистическое руководство области состояло из евреев–переселенцев, большинство евреев было и в местном отделении коммунистической партии. Идиш наравне с русским был признан официальным языком. Все вывески на почте, государственных учреждениях, на въезде в Биробиджан были на идише. Многие сохранились до сих пор.

В 1947-1953 годах в городе работала синагога. Из справки о религиозной ситуации в ЕАО (октябрь, 1950) следует, что постоянно посещает синагогу 57 человек – 39 мужчин и 18 женщин, а на праздники (Йом-Кипур, Суккот, Песах) до 400 человек. Кроме этого собирались группы верующих евреев где-либо на квартире для молитвы или религиозного обряда.

В 1991 году по решению Верховного Совета РСФСР о придании самостоятельности автономным областям ЕАО стала автономным субъектом Федерации.

С начала 1990-х правительство ЕАО стало активно участвовать в развитии еврейской жизни и возрождении еврейского наследия. Проводятся фестивали еврейской культуры, праздник спорта «Шолом», многочисленные концерты с участием местных певческих и танцевальных коллективов, выставки художников на еврейские темы. В настоящее время большое внимание уделяется реализации национально-культурного компонента в образовательных, культурных, исследовательских программах государственных учреждений области.

Еврейская религиозная община «Фрейд» организована в июле 1997 года. За годы своего существования она превратилась в центр еврейской жизни Еврейской автономной области.

При общине действует Биробиджанский еврейский народный университет с единственный в своем роде на Дальнем Востоке. Программа университета нацелена на сохранение традиционной национальной культуры евреев. В основе курса — изучение иврита и истории, классических еврейских текстов.

При общине работает Молодежный клуб «Хаверим», женский клуб, клуб бывших малолетних узников гетто и концлагерей, культурно-просветительское общество «Эйникайт», воскресный еврейский клуб, детский сад, реализуются образовательные программы для взрослых и молодежи. Община располагает большой библиотекой на еврейских языках (идиш и иврит).

Община оказывает помощь в разработке методической литературы и учебных программ в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Газета «Община» информирует о последних новостях еврейской жизни города и общины.

Действуют организация благотворительной помощи «Хесед», благотворительная столовая, клуб для пожилых людей «Теплый дом».

При общине работает уникальная программа «Дневной центр пожилого человека». Одинокие пожилые люди дважды в месяц имеют возможность встретиться, узнать об интересных событиях в области и стране, принять участие в различных мастер–классах.

Еврейские праздники «Венок еврейских осенних праздников», Ханука, Пурим, Международный день Памяти жертв Холокоста проходят как общегородские. На этих и других мероприятиях присутствуют представители христианской и мусульманской общин города.

Община оказывает помощь в разработке методических материалов и популяризации еврейского литературного наследия. Было издано пособие «Краткий курс идиша для начинающих» и поэтический сборник советского еврейского писателя Эммануила Казакевича «Биробиджанстрой».

Библиотека общины располагает  полным собранием литературы о еврейской истории, традициях, праздниках, ежегодно пополняется литературой современных еврейских авторов, переведенной на русский язык.  Имеются книги для детей.

Общинный музей иудаики рассказывает об основных постулатах иудаизма и ежедневно посещается как жителями ЕАО, так и гостями Биробиджана.

 

Справочник организаций

Международный образовательный проект "Smart J"

ул. Ленина, д.15 +7 (924) 647-88-87

Общественная организация «Еврейская Национально-культурная автономия муниципального образования «Город Биробиджан» (ОО ЕНКА МО Г. Биробиджан)

ул. Шолом-Алейхема, д. 14а +7 (42622) 2-17-08; +7 (924) 641-50-81

Еврейский музей при синагоге

ул.Шолом-Алейхема, д.14а +7 (42622) 4-15-31

Молодежные проекты "Stars", "Enerjew"

ул. Шолом-Алейхема, д.14а +7 (42622) 4-15-31

Представитель Главного раввината России в г.Биробиджане и Еврейской автономной области

раввин Колпак Эфраим

ул. Шолом-Алейхема, д.14а +7 (42622) 415-31
site_title_ru