Таганрог

Деятельность

При общине функционирует Таганрогская городская национально культурная автономия, женский клуб, дети выезжают в летние лагеря организуемые ФЕОР. Распространяется маца перед праздником Пейсах.

Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма "Евреи Таганрога”

Председатель общины

Давидов Ариэль Илягуевич

Исторические сведения

Таганрог – город в Ростовской области, расположен на берегу Азовского залива, в 67 км к западу от Ростова-на-Дону. В городе находятся морской порт, железнодорожная станция и несколько аэродромов. Население составляет 291,6 тыс. чел. В 1698 г. на мысе Таган-Рог Петр I основал Троицкую крепость и порт, которые служили базой русского Азовского военного флота.

В 1775 г. Таганрог входил в Азовскую провинцию. После основания Севастополя Таганрог утратил значение военно-морской базы и с 1780-х гг. становился крупным внешнеторговым портом на юге России. В 90-х гг. 19 в. в городе были построены металлургический, механический, котельный и другие заводы. Современный Таганрог является важным промышленным центром юга России.

В городе развито машиностроение, гидросамолётостороение и металлообработка, созданы предприятия ВПК и пищевой промышленности. Основан Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2-а института, ведут образовательную деятельность несколько колледжей и лицеев. В городе есть театр, библиотека им. Чехова, картинная галерея и четыре музея, в т.ч. мемориальные музеи А. П. Чехова.

Евреи начали селиться в Таганроге в 19 веке. В ходе посемейной переписи в общей обывательской книге от 1805 г. из 816 зарегистрированных семей (общая численность 78482 чел.) был отмечена только одна еврейская семья – Еноху Серткович и его жена Дворка. Однако уже в 1811 г. по описи 6-й ревизской сказки в Таганроге жили 66 евреев-мещан, не считая членов их семей. В 30-е годы 19 в. в городе был раввин, который вел записи в книге регистрации рождений, смертей и браков в Таганрогском еврейском молитвенном обществе. В городе действовала синагога. Вначале у еврейской общины был деревянный молитвенный дом, впоследствии сгоревший.

В 1846 г. еврейский сборщик Янкель Браиловский поставил вопрос о строительстве нового здания синагоги. Разрешение Министерства внутренних дел на строительство было получено в феврале 1859 г. (на этот период в городе проживало 748 евреев). Здание синагоги было сооружено на углу Елизаветинской улицы и Депальдовского переулка (ныне ул. Р.Люксембург и Тургеневский пер.) В 1876 г. здание дополнилось двухэтажной пристройкой.

До настоящего времени здание синагоги не сохранилось. Второй молитвенный дом по Елизаветинской улице открылся гораздо позже, в 1910 г. При синагоге действовали еврейское училище, подготовительный класс «Талмуд-Торы», общество попечения бедных. Здание сохранилось до сегодняшнего дня. Магазин по продаже кошерного мяса располагался на Петровской улице 103, его содержал Г. Коган. Товар должен был иметь обязательное удостоверение раввина. К началу 20 в. таганрогская община была значительно малочисленней, чем в Ростове-на-Дону, что объяснялось изменением геополитической ситуации и резким подъемом в промышленности и экономике Ростова. В Таганроге на рубеже веков проживало 4030 евреев (в Ростове – 14689 чел., в Нахичевани – 590 чел.).

Политические события 1903-1907 гг. всколыхнули еврейские массы. В революционные дни 1905 г., по данным таганрогского краеведа О. Гаврюшкина, в синагоге прошло собрание избирателей еврейского общества, на котором присутствовало 450 человек. Все они решили присоединиться к партии Народной свободы и подали списки за кандидатов партии. История сохранила примечательный факт: православный священник отец Александр (в миру А. Н. Баландин) призвал прихожан в 1905 г. не допускать еврейских погромов. Первая мировая война и события Октябрьской революции коренным образом изменили жизнь всего еврейского населения.

Деятельность сионистов и их организаций была запрещена как проявление буржуазного национализма. Еврейские коммунисты утверждали, что иврит – это язык классового врага, т.к. он используется только сионистами, клерикалами и «крупной буржуазией». Идиш, напротив, считался языком трудящихся. К началу 1930-х гг. обычным явлением стала практика переориентации культовых зданий – передача их клубам, складам, школам и т.д. На этот момент в городе насчитывалось более 600 еврейских семей. Одновременно более 300 евреев подали письменное заявление в горисполком, удостоверив его личными подписями, с настойчивыми требованиями вновь открыть синагогу. 2 мая 1924 г. толпы «несознательных граждан» провели выборы учредительного еврейского религиозного общества и утвердили список его членов.

В июне 1925 г. Северо-Кавказский крайисполком постановил ходатайство общества верующих евреев хоральной синагоги отклонить. Синагога осталась в ведении Интернационального клуба. Во время оккупации Таганрога (1941- 1943 гг.) нацисты и их пособники убили около 10 тыс. чел., в том числе более 6,5 тыс. евреев (из них 1500 детей). Чудовищная акция была осуществлена спустя 9 дней после захвата ими города. В мемориале Балка смерти в 1997 г. силами общины был установлен памятник евреям-жертвам Холокоста. В «Еврейском доме» общины еженедельно проводятся встречи шабата, отмечаются праздники и памятные даты.

Люди приходят в уютный общинный центр для духовного общения, а также в библиотеку за книгами, газетами и журналами. Работает женский клуб общины, где в течении последнего года ведутся практические занятия на тему «Кошерная кухня». Разностороннюю материальную помощь члены общины, пенсионеры и инвалиды получают от местного отделения Хеседа. Община помогает бывшим узникам и жертвам Катастрофы, принимает активное участие в деятельности местного отделения НПЦ «Холокост».

В течение ряда последних лет, планируя и проводя работу лектория «Уроки Холокоста» в школах и колледжах города, активисты общины и НПЦ «Холокост» стремились придать этой деятельности системный характер. Благодаря инициативным усилиям еврейской общины, в мае 2004 г. городское управление образования издало приказ, в соответствии с которым таганрогские школьники на плановой основе стали принимать участие в мероприятиях местного отделения научно-просветительского центра «Холокост» и Таганрогской еврейской общины. «Уроки толерантности», сопровождающиеся показом фильмов об истории Великой Отечественной войны и о современной борьбе с международным терроризмом, с последующими дискуссиями и диспутами, были организованы для учащихся школ Таганрога.

Еврейская община Таганрога активно сотрудничает с другими национальными диаспорами – армянской, немецкой, греческой, – тем самым показывая пример толерантности и желание поддерживать и развивать межнациональное и межконфессиональное согласие. Национальные общины организуют совместные мероприятия, участвуют в праздничных и мемориальных событиях своих друзей. Знаковым событием в 5763 г. было празднование Хануки совместно с армянской общиной в литературном музее А. П.Чехова.

По приглашению армянской диаспоры представители еврейской общины участвовали в мемориальных мероприятиях, посвящённых столетию геноцида армян в 1915 г. В конце мая 2003 г. представители ТЕО участвовали в праздновании 10-ой годовщины возрождения в Таганроге «Русско-немецкого дома». Община содействует увековечиванию памяти знаменитых евреев Таганрога и Праведников мира. В марте 2004 г. был открыт памятник на могиле Праведницы Мира А. М. Покровской, создание которого было инициировано ТЕО, а средства собраны членами Таганрогской и Ростовской еврейских общин и подопечными Хеседов обоих городов.

Таганрогская еврейская община выступила также инициатором установления на здании городской больницы мемориальной доски в память о враче В. Заке, основавшим это лечебное учреждение 100 лет назад. Издана книга «Евреи Таганрога» (автор – Т. Отерштейн), активисты общины готовят и публикуют материалы по истории и современности еврейской диаспоры для альманаха «Вехи Таганрога» и газеты «Шалом Таганрог». Еврейская община была образована в 1996 г. на базе общества еврейской культуры «Лехаим».