Таганрог

Деятельность

При общине функционирует Таганрогская городская национально культурная автономия, женский клуб, дети выезжают в летние лагеря, организуемые ФЕОР. Распространяется маца перед праздником Песах.

  Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма «Евреи Таганрога»

Раввин

Ткач Арье Лейб

Председатель общины

Давидов Ариэль Илягуевич

Исторические сведения

Таганрог – город в Ростовской области. Население составляет около 250 тысяч человек.
В 1698 году на мысе Таган-Рог Петр I основал Троицкую крепость и порт, которые служили базой русского Азовского военного флота.
В 1775 году Таганрог входил в Азовскую провинцию. После основания Севастополя он утратил значение военно-морской базы, став крупным внешнеторговым портом на юге России. В 1890-е в городе были построены металлургический, механический, котельный и другие заводы. Современный Таганрог является важным промышленным центром юга России.

В городе развито машиностроение, гидросамолётостороение и металлообработка, созданы предприятия ВПК и пищевой промышленности. Основан Таганрогский государственный радиотехнический университет, несколько институтов, ведут образовательную деятельность колледжи и лицеи. В городе развита культурная жизнь.

Евреи начали селиться в Таганроге в XIX веке. В ходе посемейной переписи в общей обывательской книге от 1805 года из 816 зарегистрированных семей (общая численность 78 482 человек) был отмечена только одна еврейская – Еноху Серткович и его жена Дворка. Однако уже в 1811-м по описи в Таганроге жили 66 евреев-мещан, не считая членов их семей. В 30-е годы XIX века в городе был раввин, который вел записи в книге регистрации рождений, смертей и браков в Таганрогском еврейском молитвенном обществе. В городе действовала синагога. Вначале у еврейской общины был деревянный молитвенный дом, впоследствии сгоревший.

В 1846 году еврейский сборщик Янкель Браиловский поставил вопрос о строительстве нового здания синагоги. Разрешение Министерства внутренних дел на строительство было получено в феврале 1859 года (тогда в городе проживало 748 евреев). Здание синагоги было сооружено на углу Елизаветинской улицы и Депальдовского переулка (ныне ул. Розы Люксембург и Тургеневского переулка) В 1876 году здание было дополнено двухэтажной пристройкой.

До настоящего времени здание синагоги не сохранилось. Второй молитвенный дом по Елизаветинской улице открылся гораздо позже, в 1910 году. При синагоге действовали еврейское училище, подготовительный класс «Талмуд-Торы», общество попечения бедных. Здание сохранилось до сегодняшнего дня. Магазин по продаже кошерного мяса располагался на Петровской улице 103, его содержал Г. Коган. Товар должен был иметь обязательное удостоверение раввина. К началу XX века таганрогская община была малочисленней, чем в Ростове-на-Дону, что объяснялось изменением геополитической ситуации и резким подъемом в промышленности и экономике Ростова. В Таганроге на рубеже веков проживало 4030 евреев (в Ростове – 14 689, в Нахичевани-на-Дону – 590).

Политические события 1903-1907 годов всколыхнули еврейские массы. В революционные дни 1905 года, по данным таганрогского краеведа О. Гаврюшкина, в синагоге прошло собрание избирателей еврейского общества, на котором присутствовало 450 человек. Все они решили присоединиться к партии Народной свободы и подали списки за кандидатов партии. История сохранила примечательный факт: православный священник отец Александр (в миру А. Н. Баландин) призвал прихожан в 1905 году не допускать еврейских погромов. Первая мировая война и события Октябрьской революции коренным образом изменили жизнь всего еврейского населения.

Деятельность сионистов и их организаций была запрещена. Еврейские коммунисты утверждали, что иврит – это язык классового врага, поскольку он используется только сионистами, клерикалами и «крупной буржуазией». Идиш, напротив, считался языком трудящихся. Постепенно осуществлялась переориентации культовых зданий – передача их клубам, складам, школам и т.д. На этот момент в городе насчитывалось более 600 еврейских семей. Одновременно более 300 евреев подали письменное заявление в горисполком, удостоверив его личными подписями, с настойчивыми требованиями вновь открыть синагогу. 2 мая 1924 года они провели выборы учредительного еврейского религиозного общества и утвердили список его членов.

В июне 1925 году Северо-Кавказский крайисполком постановил ходатайство общества верующих евреев хоральной синагоги отклонить. Синагога осталась в ведении Интернационального клуба. Во время оккупации Таганрога (1941–1943) нацисты и их пособники убили около 10 000 человек, в том числе более 6 500 евреев (из них 1 500 детей). Чудовищная акция смерти была осуществлена спустя 9 дней после захвата города. В мемориале Балка смерти в 1997 г. силами общины был установлен памятник евреям-жертвам Холокоста.
В «Еврейском доме» общины еженедельно проводятся встречи шабата, отмечаются праздники и памятные даты.

Люди приходят в уютный общинный центр для духовного общения, а также в библиотеку за книгами, газетами и журналами. Работает женский клуб общины, где в течение последнего года ведутся практические занятия на тему «Кошерная кухня». Разностороннюю материальную помощь члены общины, пенсионеры и инвалиды получают от местного отделения Хеседа. Община помогает бывшим узникам и жертвам Катастрофы, принимает активное участие в деятельности местного отделения НПЦ «Холокост».

В течение ряда последних лет, планируя и проводя работу лектория «Уроки Холокоста» в школах и колледжах города, активисты общины и НПЦ «Холокост» стремились придать этой деятельности системный характер. Благодаря инициативным усилиям еврейской общины в мае 2004 года городское управление образования издало приказ, в соответствии с которым таганрогские школьники на плановой основе стали принимать участие в мероприятиях местного отделения научно-просветительского центра «Холокост» и Таганрогской еврейской общины. «Уроки толерантности», сопровождающиеся показом фильмов об истории Великой Отечественной войны и о современной борьбе с международным терроризмом с последующими дискуссиями и диспутами были организованы для учащихся школ Таганрога.

Еврейская община Таганрога активно сотрудничает с другими национальными диаспорами – армянской, немецкой, греческой, – тем самым демонстрируя пример толерантности и желание поддерживать и развивать межнациональное и межконфессиональное согласие. Национальные общины организуют совместные мероприятия, участвуют в праздничных и мемориальных событиях своих друзей. Знаковым событием в 5763 году было празднование Хануки совместно с армянской общиной в литературном музее А. П.Чехова.

По приглашению армянской диаспоры представители еврейской общины участвовали в мемориальных мероприятиях, посвящённых столетию геноцида армян в 1915-м. В конце мая 2003 года представители ТЕО участвовали в праздновании 10-й годовщины возрождения в Таганроге «Русско-немецкого дома». Община содействует сохранению памяти знаменитых евреев Таганрога и Праведников мира. В марте 2004 года был открыт памятник на могиле Праведницы Мира А. М. Покровской, создание которого было инициировано ТЕО, а средства собраны членами Таганрогской и Ростовской еврейских общин и подопечными Хеседов обоих городов.

Таганрогская еврейская община выступила также инициатором уставки на здании городской больницы мемориальной доски в память о враче В. Заке, основавшим это лечебное учреждение. Издана книга «Евреи Таганрога» (автор Т. Отерштейн), активисты общины готовят и публикуют материалы по истории и современности еврейской диаспоры для альманаха «Вехи Таганрога» и газеты «Шалом Таганрог». Еврейская община была образована в 1996 году на базе общества еврейской культуры «Лехаим».

site_title_ru