Омск

Деятельность

— Синагога, где регулярно проводятся молитвы, выполняются еврейские обряды и отмечаются еврейские праздники;

— Миквэ-Спа;

— Еврейский общеобразовательной лицей — детский сад, в котором помимо обычной образовательной программы РФ дети знакомятся с еврейскими традициями и обычаями;

— Молодежные программы «Энерджю» и «Евро-Старс»;

— Женский клуб «Хая-Мушка» (дистанционно), в рамках которого проводится еженедельный урок Торы, различные интересные встречи;

— Народный хор еврейской песни «Золотая осень»;

— Различные благотворительные программы, в рамках которых выдаются продуктовые наборы и лекарства;

— Благотворительная столовая;

— Помощь многодетным семьям и детям-сиротам;

— Оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны;

— Уход за еврейскими кладбищами

Религиозная организация "Иудейская община г.Омска "Ор Хадаш"

Председатель общины

Фридман Геннадий Шмерельевич

Исторические сведения

Омск долгое время был запретным для проживания евреев и лишь в середине XIX века в нашем городе появляются евреи: ссыльные и ссыльно-поселенцы. Мальчики 10-14 лет, ежегодно в 30-40-х годах XIX века прибывавшие в Омский полубатальон военных кантонистов (несовершеннолетних солдатских сыновей, числившихся с рождения за военным ведомством, а также взятых принудительно в кантонисты малолетних бродяг, детей евреев), положили начало еврейской общине.

Взрослея, они обзаводились семьями, женились на еврейских девушках, часто привезенных сватами из «черты оседлости». В 1846 году по спискам военного ведомства проходило 129 иудеев, квартировавших в Омской крепости, а всего в городе проживало 178 иудеев. В 1854 году ими из своей среды был избран и. о. раввина, а в 1855 на собственные средства была выстроена деревянная синагога, получившая название Солдатской. Именно эта синагога, расположенная на углу улиц Почтовой и Семинарской (нынешний ее адрес: улица Маршала Жукова, 53), и сегодня является центром еврейской жизни в Омске.

В эпоху либеральных реформ Александра II еврейское население Омска стало расти, за счет прибывших из европейской части России евреев с высшим образованием, а также мастеров и ремесленников, которые получили право селиться вне черты оседлости. Возникла необходимость в строительстве второй синагоги, которая появилась в 1873 году на углу улиц Семинарской и Будочной. Евреи селились главным образом, в Слободском Форштадте (ныне часть Центрального округа), на территории, ограниченной улицами Часовитинской (ул. Пушкина) и Варламовской (ул. Декабристов), Омской и Никольской (ул. Красных зорь). Здесь же находились обе синагоги. При Старой синагоге имелась библиотека и действовала еврейская школа, в которой в 1878 году обучалось 5 детей.

Удаленность от традиционных культурных центров сказывалась на правильности исполнения обрядов, но сибирский еврей крепко держался общинной солидарности и упорно добивался, чтобы его мальчик «знал что-нибудь по-еврейски». В 1898 году на должность раввина и кантора был приглашен Шмуэль Левин, который, несмотря на гонения местных властей, способствовал дальнейшему развитию еврейской жизни в Омске.

В конце 1901 года на средства Омского еврейского хозяйственного правления было открыто еврейское училище для мальчиков, которое разместили в частном доме на углу улицы Почтовой, за Старой синагогой. Здание училища сохранилось и состоит на учете как памятник архитектуры. В стенах училища помимо учебных занятий устраивались культурные мероприятия, утренники для детей, праздничные представления, на которые собиралась еврейская общественность. Здесь же размещались комитет любителей еврейского языка, хор и оркестр.

В еврейской общине имелось свое кладбище на правом берегу Оми между улицами 3-я и 4-я Ремесленными, где захоронения датированы 1850-1960 годам. С установлением в Омске Советской власти в 1920 году здания обеих синагог были реквизированы, а еврейское училище переименовано в «Еврейскую советскую школу1-й ступени №72». Школа просуществовала до 1922 года и была закрыта.

Община продолжала существовать полулегально и одним из мест, где собирались евреи на субботние молитвы и праздники, был частный дом, расположенный по адресу: улица Декабристов, 15. В результате протестов еврейской общественности общине было передано здание Новой синагоги, где до 1940 года регулярно проходили молитвенные собрания.

В период между Гражданской и Отечественной войнами в окрестностях Ачаира были созданы и успешно работали три еврейских колхоза. Послевоенная религиозная жизнь омских евреев связна с раввином Э. Столяром, который находился под постоянным прессингом властей за отправление религиозных обрядов и в 1951 году был осужден на 25 лет, но в 1956 году вернулся и до самой смерти в 1970 году оставался бессменным раввином.

Новая синагога, расположенная в начале Лагерной улицы (бывшей Семинарской) сгорела и была снесена в конце 1970-х гг. Вновь еврейская жизнь ушла в подполье, но она не прерывалась! На Пейсах (еврейская Пасха) пекли мацу в домашних условиях. Основным местом производства мацы был дом по улице Красных Зорь, 51. Значительно увеличилась численность омских евреев в период Великой Отечественной войны.

Эвакуированные с заводами, учреждениями образования и культуры из Запорожья, Москвы и Ленинграда, они приняли на себя и разделили с местным населением все тяготы военный поры. После Победы большинство из них остались в Омске и приняли активное участие в строительстве мирной жизни. Активно участвовали евреи в общественно–политических организациях города, в его культурной жизни, что не мешало общине в целом сохранить свое национальное лицо, самосознание еврея было достаточно высоким.

С переменами в жизни страны евреи вышли из подполья. Солдатская синагога долгое время функционировала как «Дом санитарного просвещения». Омская область в постсоветский период стала первой, где храмы и молитвенные дома стали передаваться в собственность религиозных обществ. 22 января 1990 постановлением № 20 Омского облисполкома здание было поставлено на государственный учет как памятник деревянного зодчества. В ноябре 1991 года была зарегистрирована религиозная организация иудейская община «Ор Хадаш», что означает «Новый Свет». 15 ноября 1991 года Омская областная администрация подписала документ о возвращении еврейской общине здания синагоги.

В старом обветшалом здании был сделан ремонт, и возобновились службы. Примерно в это же время была зарегистрирована городская общественная организация «Шалом XXI век», основная деятельность которой направлена на сохранение и развитие национальной культуры еврейского народа. В здании синагоги находится офис Городской национально-культурной автономии «Нешама». В 1995 в синагоге вспыхнул пожар, в результате которого ей был нанесен серьезный ущерб: сгорела пристройка, библиотека, ценности.

Евреи объединились и восстановили здание общими усилиями. Старая (солдатская) синагога по сей день является центром еврейской жизни Омска: с сентября 2001 по ноябрь 2018 года здесь находилась резиденция Главного раввина Омска и Омской области Ошера Кричевского, с приездом которого еврейская жизнь оживилась. Евреи приходят в синагогу на молитвенные собрания, субботние службы и религиозные праздники.

В синагоге проводятся все обряды, связанные с еврейской традицией: свадьбы (Хупа), обрезания (брит-мила), совершеннолетие еврейских мальчиков и девочек (бар-мицва, бат-мицва). Погребения умерших еврейская община осуществляет на Ново-Еврейском кладбище, расположенном на Сыропятском тракте.

В период 2003-2009 годов на средства общины, при участии городских властей, территории обоих еврейских кладбищ были огорожены металлическими заборами. Омская еврейская община с 2002 года по 2017 год ежегодно проводила летние детские оздоровительные лагеря для детей Омска и Западносибирского региона. С июня 2003 года по 2017 год выпускалась газета «Ахдут», действует хор «Золотая осень», работают различные клубы по интересам.

В рамках общинной благотворительной деятельности в синагоге работает благотворительная столовая для пожилых и неимущих жителей Омска, проводятся различные благотворительные акции и мероприятия, способствующие повышению уровня жизни людей разных национальностей. В 2004 году начал функционировать еврейский детский садик «Хая Мушка».

Гордостью общины является Омский еврейский лицей, который торжественно открылся 29 октября 2007 года в присутствии губернатора Омской области Леонида Константиновича Полежаева, Главного раввина России Берла Лазара и президента ФЕОР Александра Бороды. В лицее еврейские дети наряду с полным средним образованием государственного образца приобретают знания языка, традиций и культуры своего народа. В начала 2008 года председателям общины был избран известный в Омске общественный деятель Геннадий Шмерельевич Фридман.

Иудейская община стала составной и неотъемлемой частью Омска, заняв достойное место среди национальных общин и религиозных объединений, обогатив Прииртышье своей неповторимостью и своеобразием.

Справочник организаций

Общественная организация Омская местная еврейская национально—культурная автономия «Нешама» (Душа)

ул. Маршала Жукова, д. 53 +7 (913) 973-14-80

ЧОУ "Специализированный лицей с этнокультурным компонентом"

ул.6-я Северная, д.2 +7 (3812) 21-16-36; +7 (3812) 21-28-33

Ново-Еврейское Кладбище

ул.10 лет Октября, д.208 Б +7 (3812) 53-45-08

Старо-Еврейское Кладбище

ул. 3-я Береговая, д.18 +7 (3812) 53-45-08