Омск

Деятельность

• Синагога, где регулярно проводятся молитвы, выполняются еврейские обряды и отмечаются еврейские праздники,
• Миквэ-Спа,
• Еврейский общеобразовательный лицей – детский сад, в котором дети знакомятся не только с классической образовательной программой, утвержденной Министерством образования, но также с еврейскими традициями и обычаями,
• Молодежные программы EnerJew и Eurostars
• Женский клуб «Хая-Мушка» (дистанционно), в рамках которого проводится еженедельный урок Торы, различные встречи,
• Народный хор еврейской песни «Золотая осень»,
• Различные благотворительные программы, в рамках которых выдаются продуктовые наборы и лекарства,
• Благотворительная столовая,
• Помощь многодетным семьям и детям-сиротам,
• Оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны,
• Уход за еврейскими кладбищами.

Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма «Иудейская община г. Омска «Ор Хадаш» («Новый Свет»)»

Председатель общины

Милютин Олег Геннадьевич

Исторические сведения

Омск долгое время был запретным городом для проживания евреев, и лишь в середине XIX века здесь появились первые ссыльные и ссыльнопоселенцы. Мальчики 10-14 лет, ежегодно в 30-40-х годах XIX века прибывавшие в Омский полубатальон военных кантонистов (несовершеннолетних солдатских сыновей, числившихся с рождения за военным ведомством, а также взятых принудительно в кантонисты малолетних бродяг, детей евреев), положили начало еврейской общине.

Взрослея, они обзаводились семьями, женились на еврейских девушках, часто привезенных сватами из «Черты оседлости». В 1846 году по спискам военного ведомства проходило 129 иудеев, квартировавших в Омской крепости, а всего в городе проживало 178 иудеев. В 1854 году ими из своей среды был избран и.о. раввина, а в 1855-м на собственные средства была выстроена деревянная синагога, получившая название Солдатской. Именно эта синагога, расположенная на углу улиц Почтовой и Семинарской (нынешний ее адрес: улица Маршала Жукова, 53), и сегодня является центром еврейской жизни в Омске.

В эпоху либеральных реформ Александра II еврейское население Омска стало расти, за счет прибывших из европейской части России евреев с высшим образованием, а также мастеров и ремесленников, которые получили право селиться вне черты оседлости. Возникла необходимость в строительстве второй синагоги, которая появилась в 1873 году на углу улиц Семинарской и Будочной. Евреи селились главным образом в Слободском Форштадте (ныне часть Центрального округа), на территории, ограниченной улицами Часовитинской (ул. Пушкина) и Варламовской (ул. Декабристов), Омской и Никольской (ул. Красных зорь). Здесь же находились обе синагоги. При Старой синагоге имелась библиотека и действовала еврейская школа, в которой в 1878 году обучалось 5 детей.

Удаленность от традиционных культурных центров сказывалась на правильности исполнения обрядов, но сибирские евреи стремились придерживаться общинной солидарности и прививали традиции своим детям. В 1898 году на должность раввина и кантора был приглашен Шмуэль Левин, который, несмотря на гонения местных властей, способствовал дальнейшему развитию еврейской жизни в Омске.

В конце 1901 года на средства Омского еврейского хозяйственного правления было открыто еврейское училище для мальчиков, которое разместили в частном доме на углу улицы Почтовой, за Старой синагогой. Здание училища сохранилось и состоит на учете как памятник архитектуры. В стенах училища помимо учебных занятий устраивались культурные мероприятия, утренники для детей, праздничные представления, на которые собиралась еврейская общественность. Здесь же размещались комитет любителей еврейского языка, хор и оркестр.

В еврейской общине имелось свое кладбище на правом берегу Оми между улицами 3-я и 4-я Ремесленными, где захоронения датированы 1850-1960 годами. В 1920 году здания обеих синагог были реквизированы властями, еврейское училище переименовано в «Еврейскую советскую школу1-й ступени №72». Школа просуществовала до 1922 года.

Община продолжала существовать полулегально и одним из мест, где собирались евреи на субботние молитвы и праздники, был частный дом, расположенный по адресу улица Декабристов, 15. В результате протестов еврейской общественности общине было передано здание Новой синагоги, где до 1940 года регулярно проходили молитвенные собрания.

В период между Гражданской и Отечественной войнами в окрестностях Ачаира были созданы и успешно работали три еврейских колхоза. Послевоенная религиозная жизнь омских евреев связна с раввином Э.Столяром, который находился под постоянным прессингом властей за отправление религиозных обрядов и в 1951 году был осужден на 25 лет, но в 1956 году вернулся и до самой смерти в 1970 году оставался бессменным раввином.

Новая синагога, расположенная в начале Лагерной улицы (бывшей Семинарской), сгорела и была снесена в конце 1970-х. Вновь еврейская жизнь ушла в подполье, но она не прерывалась. На Песах пекли мацу в домашних условиях. Основным местом производства мацы был дом по улице Красных Зорь, 51. Значительно увеличилась численность омских евреев в период Великой Отечественной войны.

Эвакуированные с заводами, учреждениями образования и культуры, они приняли на себя и разделили с местным населением все тяготы военный поры. После Победы большинство из них остались в Омске и приняли участие в строительстве мирной жизни. Активно участвовали евреи в общественно–политических организациях города, в его культурной жизни.

С переменами в жизни страны евреи вышли из подполья. Солдатская синагога долгое время функционировала как «Дом санитарного просвещения». Омская область в постсоветский период стала первой, где храмы и молитвенные дома стали передаваться в собственность религиозных обществ. 22 января 1990 постановлением № 20 Омского облисполкома здание было поставлено на государственный учет как памятник деревянного зодчества. В ноябре 1991 года была зарегистрирована религиозная организация иудейская община «Ор Хадаш», что означает «Новый Свет». 15 ноября 1991 года Омская областная администрация подписала документ о возвращении еврейской общине здания синагоги.

В старом обветшалом здании был сделан ремонт и возобновились службы. Примерно в это же время была зарегистрирована городская общественная организация «Шалом XXI век», основная деятельность которой направлена на сохранение и развитие национальной культуры еврейского народа. В здании синагоги находится офис Городской национально-культурной автономии «Нешама». В 1995 в синагоге вспыхнул пожар, в результате которого ей был нанесен серьезный ущерб: сгорела пристройка, библиотека, ценности.

Евреи объединились и восстановили здание общими усилиями. Старая (солдатская) синагога по сей день является центром еврейской жизни Омска: с сентября 2001 по ноябрь 2018 года здесь находилась резиденция Главного раввина Омска и Омской области Ошера Кричевского, с приездом которого еврейская жизнь оживилась. Евреи приходят в синагогу на молитвенные собрания, субботние службы и религиозные праздники.

В синагоге проводятся все обряды: свадьбы (хупа), обрезания (брит-мила), совершеннолетие еврейских мальчиков и девочек (бар-мицва, бат-мицва). Погребения умерших еврейская община осуществляет на Ново-Еврейском кладбище, расположенном на Сыропятском тракте.

В период 2003-2009 годов на средства общины при участии городских властей территории обоих еврейских кладбищ были огорожены металлическими заборами. Омская еврейская община в 2002-2017 годы ежегодно проводила детские летние оздоровительные лагеря для детей Омска и Западносибирского региона. С июня 2003 года по 2017 год выпускалась газета «Ахдут», выступает хор «Золотая осень», работают различные клубы по интересам.

В рамках общинной благотворительной деятельности в синагоге работает благотворительная столовая для пожилых и неимущих жителей Омска, проводятся различные благотворительные акции и мероприятия, способствующие повышению уровня жизни людей разных национальностей. В 2004 году начал функционировать еврейский детский сад «Хая Мушка».

Гордостью общины является Омский еврейский лицей, который торжественно открылся 29 октября 2007 года в присутствии губернатора Омской области, Главного раввина России Берла Лазара и президента ФЕОР Александра Бороды. В лицее еврейские дети наряду с полным средним образованием государственного образца приобретают знания языка, традиций и культуры своего народа. В начала 2008 года председателям общины был избран известный в Омске общественный деятель Геннадий Шмерельевич Фридман.

Иудейская община стала составной и неотъемлемой частью Омска, заняв достойное место среди национальных общин и религиозных объединений, обогатив Прииртышье своей неповторимостью и своеобразием.

Справочник организаций

Общественная организация Омская местная еврейская национально—культурная автономия «Нешама» (Душа)

ул. Маршала Жукова, д. 53 +7 (913) 973-14-80

ЧОУ "Специализированный лицей с этнокультурным компонентом"

ул.6-я Северная, д.2 +7 (3812) 21-16-36; +7 (3812) 21-28-33

Ново-Еврейское Кладбище

ул.10 лет Октября, д.208 Б +7 (3812) 53-45-08

Старо-Еврейское Кладбище

ул. 3-я Береговая, д.18 +7 (3812) 53-45-08
site_title_ru