Тамбов

Деятельность

При общине функционируют библиотека, семейный и молодежный клубы, издается газета «Шалом, Тамбов!». Создан сайт общины. Действует еврейское кладбище. Дети выезжают в летний лагерь, представители общины принимают участие в региональных семинарах. Гуманитарная помощь, оказываемая общиной, включает распределение мацы перед праздником Песах.

Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма «Тамбовская Еврейская Община»

Председатель общины

Фарба Аркадий Яковлевич

Исторические сведения

Тамбов  – административный центр Тамбовской области. Население составляет около 250 тысяч человек. Тамбов основан как крепость в 1636 году. В 1647 году в городе была проложена система сложных фортификационных сооружений под названием Тамбовский вал, ставшая частью Симбирской засечной черты. В середине XVIII веке Тамбов утратил значение военной крепости и стал развиваться как центр аграрного района. В 1719 году он стал центром Тамбовской провинции.

До середины XIX столетия Тамбовская губерния, расположенная на благодатных землях Среднерусской равнины, была для евреев «terra incognita». Скудные архивные данные не позволяют определить точную дату появления евреев в одной из крупных губерний России. Первые упоминания о проживании и деятельности евреев относятся к 1902 году, однако, задолго до этого в периодической печати и статистических сборниках появлялись сообщения о жизни евреев в городе Тамбове. Так в сборнике «Тамбовская губерния. Список населенных мест по сведениям 1862 года» (изд. ЦCК ВД России, СПб., 1866 г.) говорится:«Что касается других народов, то, преимущественно в городах, в числе постоянных жителей, можно поименовать Поляков и Евреев, состоящих, большей частию, в службе». Столь краткая запись лишь подтверждает факт проживания евреев в Тамбове. Численность их едва ли превышала сотню. Некоторое послабление в строгих ограничениях миграции евреев из черты оседлости, несомненно, сказалось на росте численности еврейского населения.

По официальным данным, приведенным в книге «История еврейского народа России» известного историка Ю. Гессена, в Тамбовской губернии в 1880-1881 годах уже проживало 589 евреев. Казалось бы, такой быстрый рост численности должен был внушать оптимизм, однако если рассмотреть состав этой группы по профессиям, то окажется, что право на проживание вне черты оседлости получило незначительное количество переселенцев. В группу ремесленников, мастеров, ремесленных учеников, проживавших в городских поселениях, входило лишь 86 человек, и вне городских поселений  – 32 человека. В группу представителей свободных профессий (врачи, дантисты, владельцы аптекарских магазинов, учителей, музыкантов и др.) вошло лишь 19 человек и, наконец, в третьей группе, коммерсантов, было не более 10 купцов. Таким образом, по «самостоятельному праву» на Тамбовщине проживало 130 евреев, остальные 459 человек являлись членами семей или, по специально данному разрешению, прислугой, приказчиками и др. Следует иметь в виду, что в эти годы Тамбовская губерния была одним из крупнейших регионов России. Численность населения в ней составляла (согласно учетным данным Департамента полиции) 2 920 000 человек. Еврейское нацменьшинство по отношению к коренному населению составляло всего 0,021% .

К началу 1880-х после прокатившейся по югу России волны погромов, приток еврейских переселенцев в Тамбовскую губернию значительно сократился. С приходом к власти Александра III положение евреев стало резко ухудшаться. Даже незначительные льготы, предоставляемые прежде Николаем I, при новом императоре были упразднены. Уравнение евреев в правах с прочими жителями империи не было осуществлено.

В царствование Николая II (с 1894 года) ощутимого послабления многочисленных ограничений в жизни евреев, как в черте оседлости, так и во внутренних губерниях, не наступило. Жизнь русского еврейства сводилась в основном к повседневной борьбе за права: за право жительства, право на труд и обучение, иногда даже право на лечение. Некоторые льготы, введенные в период либеральных реформ, тем не менее были восстановлены. Были также введены новые, в частности, по окончании Русско-японской войны право на проживание вне черты оседлости распространилось на евреев–солдат, побывавших на фронте.

Евреи, проживавшие вне черты оседлости, добивались у властей права объединения в общины, ссылаясь на предусмотренное правительством разрешение, регламентированное «Сводом Законов Российской Империи». В этом документе оговаривались все права и обязанности еврейских общин и каждого еврея. Им предоставлялась полная свобода совести, исполнения национальных, религиозных обрядов, право приобретать в собственность (для общинных и культовых надобностей) здания и помещения, а также земельные участки под кладбище. В ноябре 1897 года еврейская община обратилась к властям с просьбой разрешить строительство дома омовения при еврейском кладбище. 20 апреля 1898 года последовал отказ.

Точная дата создания еврейской общины в Тамбове неизвестна, однако, по имеющимся архивным документам можно установить дату открытия синагоги, а это событие не могло быть осуществлено без участия узаконенного сообщества евреев. В Тамбовском областном архиве хранится дело № 146 «Об утверждении Тамбовского раввина Шмуэля Иоффе пожизненно в занимаемой должности» (28 февраля  – 31 августа 1905 г.).

Постановлением Тамбовского губернского правления от 28 сентября 1896 года Иоффе был утвержден раввином Тамбовской еврейской молельни, а 17 мая 1897 года  – тамбовским губернским раввином. Он ходатайствовал о пожизненном назначении, учитывая его 25-летнюю службу и безвозмездное обучение евреев-учеников закону веры в течение 14 лет. Столь длительный стаж, указанный в рапорте, косвенным образом свидетельствует о том, что уже в 1880-1881 годах в Тамбове была община и синагога, ведь в городе (как упоминалось выше) проживало около полутысячи евреев.

К 1905 году стало очевидно, что один молитвенный дом, размещенный в двухэтажном строении по улице Семинарской 42 (ныне ул. Ленинградская), не в состоянии обеспечить всех проживающих в Тамбове евреев возможностью совершать богослужения. Правление общины обратилось, с учетом своих финансовых возможностей, к губернатору с просьбой дать разрешение на покупку дома для второй синагоги. Такое разрешение было вскоре получено, и на пожертвования членов общины был куплен дом купца Файнберга по ул. Дворянской,12 (ныне улица Интернациональная).

После капитального ремонта и реконструкции молельный дом был открыт, и по официальным архивным данным к 1908 году в Тамбове функционировали две синагоги. В это же время на христианском Петропавловском кладбище был отведен участок земли в 1/2 десятины (примерно 60 соток) для захоронений евреев. При кладбище были сооружены кирпичная сторожка и колодец. В последующие годы численность евреев возрастала: в «Адрес-календаре Тамбовской губернии за 1914 год» приводится сводная таблица, отражающая состав и численность народонаселения в городах и уездах по состоянию на 1 января 1913 года.

Общая численность жителей составляет 3 757 235 человек обоего пола. Еврейское нацменьшинство составляло в городах 2 617 человек, занимая вторую строчку в таблице, а в уездах проживало 215 человек. Соотношение еврейского меньшинства к основному русскому большинству составляло 0,07%. Резкий подъем численности евреев произошел в Первую мировую войну из-за переселения больших людских масс из приграничных с Россией польских воеводств и Галиции. Часть переселенцев транзитом проходила через Тамбов, направляясь дальше в восточные районы огромной страны, другая часть пыталась вернуться на Запад, в привычные места обитания и, наконец, значительная часть оседала на Тамбовщине. Так появились в Тамбове многосемейные кланы Барков, Путтеров, Фарба, Любичей, Фарберов и других.

Большинство из них были ремесленниками: искусными портными, закройщиками-обувщиками, шапочниками, часовыми мастерами, фотографами и другими специалистами. Революции 1917 года и свержение монархии были встречены еврейским большинством общины с энтузиазмом и надеждой на коренные преобразования в жизни общества, на установление гражданского равноправия, независимо от национальности и вероисповедания.

В первые годы советской власти, несмотря на декрет Совнаркома от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства», всем гражданам предоставлялась свобода вероисповедания. В областном архиве имеются списки прихожан-евреев взявших на себя ответственность за сохранность имущества обеих синагог. В этой папке имеются также описи передаваемого имущества и соглашение о передаче от городского Совдепа здания и имущества синагог гражданам Тамбова в бессрочное пользование. В Тамбовской губернии в тот период проживало 8000 евреев.

После ликвидации нескольких подотделов по делам национальностей 1 апреля 1919 года осталось два: еврейский и мусульманский. Хотя первый был крупнее второго, своих отделений в уездных городах он не имел. Еврейский подотдел располагался на улице Советской, 55. В этом же здании в конце 1919 года была открыта школа-интернат для девочек. Несколько позже был образован еврейский комитет помощи жертвам войны, который разместился в доме по ул. Базарной, 106. Существовала даже еврейская советская школа (ул. Семинарская, 32). В молодой Республике Советов пригодность работников любого ранга оценивалась не по национальности, а по деловым качествам. На ответственные посты в Правительстве нередко назначались евреи.

В течение 2-х лет (1920-1921) Тамбовский Губисполком возглавлял ученый-экономист А.Г. Шлихтер. В августе-сентябре 1919 года кавалерийский корпус генерала К. Мамонтова совершил рейд по тылам Красной армии. Этот маневр одной из частей Добровольческой армии отличался невероятной жестокостью по отношению к евреям. Погромы прошли в Балашове, Белгороде, Ельце, Козлове. 22 августа 1919 года казаки ворвались в Тамбов. Пешие и конные казачьи разъезды рыскали по всему городу в поисках представителей «жидовского племени».

Были взяты в заложники 20 человек, и в их числе первым был назван Тамбовский духовный раввин Моисей Вайнер. Когда это случилось, жена раввина, отважная Эйл Бар, заявила, что она не оставит мужа и идет вместе со всеми. Всех заложников подвергли мученической смерти, а раввина привязали к тачанке и еле живого проволокли до села Черняное. Там лежащего на земле раввина добил один крестьянин, который потом говорил: «Я жидовского попа добил из жалости, чтоб не мучился». Случилось это в августе 1919 года. С тех пор своего раввина Тамбовская община уже никогда не имела. Синагога еще какое-то время просуществовала, но уже в 1923 году встал вопрос о ее закрытии из-за «нецелевого использования».

С этого времени началась экспроприация всех принадлежавших общине помещений. Сначала закрыли школу, затем комитет помощи инвалидам и жертвам войны. Некоторое время еврейской общине удавалось отстаивать здание синагоги, но 18 сентября 1931 года постановлением Тамбовского городского Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов здание по улице Интернациональной, 12, занимаемое ранее под синагогу, передавалось под общежитие школы ФЗО. С этого времени община уже не имела ни одного своего помещения, кроме сторожки на еврейском кладбище.

Справочник организаций

Воронежская межрегиональная общественная организация «Общинно-благотворительный Еврейский центр Хесед Нехама» Тамбовский филиал

ул. Энгельса, д.14а, к.29 +7 (4752) 75-75-65

Общественная организация «Еврейская община города Тамбова»

ул. Красная, д.12 +7 (4752) 75-75-65

Международная женская еврейская организация «Проект Кешер» Тамбовская женская группа

+7 (4752) 75-75-65

Тамбовская региональная общественная организация «Благотворительный еврейский центр «Наш дом»

ул. Энгельса, д.14а, к.29 +7 (4752) 75-75-65
site_title_ru