Кипа

Кипа (также ермолка) — головной убор, который обязаны носить религиозные мужчины-евреи. Название «кипа» произошло от евр. слова, которое может означать купол здания, верхушку или какое-либо покрытие. Покрывание головы кипой, шляпой или любым другим головным убором является обязательной традицией, служит постоянным напоминанием о Всевышнем, находящемся над нами. Надевание кипы – знак принятия власти Б-га над собой.

Тфилин

Тфилин (также филактерии) — небольшие кожаные футляры в форме куба, внутри которых помещены четыре отрывка из Торы. От футляров со свитками отходят кожаные ремешки, позволяющие накладывать тфилин на лоб и руку. Ежедневное наложение тфилина символизирует стремление еврея к тому, чтобы его ум, дела и чувства были подчинены выполнению одной задачи: исполнению воли Вс-вышнего. Мужчины обязаны выполнять заповедь о тфилине ежедневно, начиная с 13-летнего возраста. Тфилин не накладывают в Шабаты и праздники. Дварим, 6: “И будет он знаком на руке твоей и повязкой меж глаз твоих”.

Цицит

Цицит — сплетенные вместе особым образом нити, которые прикрепляют по углам четырехугольной одежды. Согласно закону Торы, взрослые мужчины с 13-ти лет обязаны носить кисти цицит с любой одеждой, в которой есть четыре угла. Сегодня у религиозных евреев принято прикреплять кисти цицит к особому полотнищу, называемому талит. Различают «талит гадоль» — «большой талит» и «талит катан» — «малый талит». Тора повелевает евреям (Бемидбар 15): «Чтобы сделали себе цицит (кисти) на краях своих одежд… (Будете смотреть на цицит, вспоминать обо всех заповедях Всевышнего и будете исполнять их»).

Мезуза

Мезуза — свиток, на котором написаны два отрывка из молитвы «Шма», заключенный в футляр, прикрепляемый к косяку двери, а также на воротах. В Торе написано: «Да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Дварим, 6:9). Традиционно на футляре крупным шрифтом написана буква «шин» — первая буква одного из имен Всевышнего. Текст мезузы, как и текст для тфилина, пишется сойфером на особом пергаменте из кожи кошерного животного особыми чернилами и с соблюдением особых правил.

Ханукия

Ханукия – специальный светильник, который зажигают в праздника Ханука. На Ханукии находятся 8 подсвечников на одном уровне и дополнительный подсвечник отдельно – на небольшом возвышении. В течение восьми дней от рабочей свечи (шамаш) зажигают по одной свечи, в первый день — одну, во второй – две. И так, пока в последний день праздника не зажигают все восемь свечей. В большинстве общин принято вместо свечей зажигать лампадки с оливковым маслом. Перед зажиганием мужчина произносит несколько благословений, после произносит молитву и поет, установленную мудрецами песню. Ханукии бывают разных форм, некоторые напоминают храмовую менору, некоторый выполнены в причудливых формах: паровозика, цветочного букета и т.д.

Маца

Маца – специальный пасхальный хлеб. В Торе строжайше запрещено в дни праздника Песах употреблять в пищу квасное. В память о поспешном выходе евреев из Египта, пекут особым образом лепешки, весь процесс изготовления занимает не больше 18 минут. Именно за этот промежуток времени тесто не успевает закваситься. Иудеи обязаны есть мацу на седере – специальной праздничной трапезе Песаха. Маца бывает машинная, произведенная на мацефабрике, и ручная. Евреи, которые с особой тщательностью исполняют заповеди, предпочитают мацу шмуру (сохранную). Весь процесс ее изготовления, сопровождается особым надзором, начиная с посадки пшеницы, сбора урожая, молотьбы и далее.

Шофар

Шофар — так называется рог, обычно бараний или горного козла, в который трубят (труа) на Рош Ашана и в течение месяца Элуль, последнего месаца перед Рош-Ашана, на исходе Йом Кипура. Трубление в шофар является ярким внешним отличием Рош-Ашана (Дня Суда) от прочих праздников. Этот день в Торе так и называется — Йом труа (День трубления)
В библейскую эпоху шофар служил для многих целей: в него трубили при выходе на войну, для созыва общины, при обнародовании запретов, для объявления о приближение Суббоыт и пр. Шофары бывают как небольшого, карманного размера, так и очень большие, парадные.

Кеара

Кеара – специальное пасхальное блюдо, необходимое для проведения седера. На нем раскладывают в определенном порядке: зажаренное мясо на кости (зроа), символизирующее пасхальную жертву; вареное яйцо – символ праздничного жертвоприношения; растертый хрен и салат (марор) – горькие травы символизируют горечь рабства; смесь из тертых яблок и орехов (харосет), напоминающая глину, – рабский труд наших предков; лук или картофель (карпас) — символ возрождения и плодородия. Кеара бывает как плоской, так и многоярусный, с «этажами» для листов мацы.

Арбаа миним / Лулав

Арбаа миним (четыре вида растений): плод этрога (вид цитрусовых), ветка адасы (мирт), ветка лулава (нераскрывшаяся пальмовая ветвь) и ветка аравы (речная ива). В Суккот у евреев есть заповедь иметь четыре вида растений, с ними совершаются праздничные молитвы, а также особый ритуал в сукке – возвышение лулава.

Арбаа миним являются представителями всего растительного мира, связывая их вместе мы посвящаем их Всевышнему. Мудрецы определяли, что каждый вид символизирует определённый круг людей, в праздник суккот несмотря на разность, евреи объединяются, чтобы благодарить и славить Всевышнего.

Свиток Эстер

Свиток Эстер – один из пяти свитков Танаха. Текст записывают на пергаментном свитке, правила его изготовления совпадают со строгими правилами написания свитка Торы: пишет специалист по записи священных текстов –сойфер, особым шрифтом, не допуская возможность ошибки. В Праздник Пурим есть обязательная заповедь дважды послушать чтение Сиитка Эстер, поэтому устраивают как публичные, так и семейное чтение Истории Эстер. Сюжет которой и является причиной празднования Пурима.