Брит-мила

Брит-мила (в переводе «знак союза») — обрезание крайней плоти мужского полового члена. Должно совершаться моэлем (специалистом по религиозному обрезанию) на 8-й день жизни младенца. Если обрезание не было совершено на 8-й день из-за медицинских и других причин, то процедуру проводят в любое другое время, стараясь не откладывать. Сказано в Торе: «Вот Мой завет, который вам соблюдать между Мною и между вами, и между потомством твоим после тебя: чтобы обрезан был у вас всякий мужского пола. И обрезайте вашу крайнюю плоть, и будет это знаком завета между Мною и между вами. И восьмидневным обрезан должен быть у вас всякий мужского пола в поколениях ваших, рожденный в доме <_>, и будет завет Мой на вашем теле заветом вечным» (Берейшит, 17:10-14).

Выкуп первенца

Каждый еврей, который не является ни коэном, ни леви, обязан выкупить своего сына, если тот первый ребенок у матери, отец которой тоже не является ни коэном, ни леви.

Обряд этот называется пидьон а-бен – «выкуп сына». В Торе сказано: «Ибо все первенцы у сынов Израиля – мои… В тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я посвятил их Себе» (Бемидбар, 8:17). Предполагалось, что первенцы составят сословие священников. Но из-за греха, который совершили сыны Израиля, сотворив себе золотого тельца, Всевышний избрал брата Моисея, Аарона, и его потомков «…отдели левитов от сынов Израиля, чтобы они были моими… вместо всех первенцев из сынов Израиля…» (Бемидбар, 8:14, 16).

Освобождение первенцев от пожизненной службы Б-гу осуществлялось посредством выкупа, который передают коэнам. Сумма выкупа 5 слаим – это ок. 100 г. серебра. Если у отца ребенка нет серебряных монет или каких-либо предметов такого веса, выкуп можно совершать деньгами.

Выкуп первенца принято совершать на 31-й день со дня рождения ребенка во время специально устраиваемой праздничной трапезы. Отец, держа на руках нарядно одетого ребенка (в некоторых общинах принято надевать на него различные украшения), говорит специально приглашенному коэну, что у него есть сын – первенец у своей матери.

Если первенец появился на свет в результате кесарева сечения, выкуп первенца не делают. Обязанность выкупить ребенка возлагается на отца. Если отец не сделал этого вовремя, он должен совершить выкуп первенца до совершеннолетия сына. После этого сын сам должен выкупить себя.

Опшернеш

В иудаизме принято не стричь мальчика до трех лет. Лишь в третий день его рождения его первый раз стригут, оставляя локоны на висках – пейсы. На идише эта церемония называется опшернеш («стрижка»). Ее устраивают дома или в синагоге.

В честь этого события принято собирать родственников и друзей, каждому из которых оказывают честь срезать ножницами немного волос с головы ребенка. Право срезать первый локон представляется наиболее почетному гостю. После окончания церемонии стрижки устраивается торжественная праздничная трапеза. Перед началом церемонии ребенку в первый раз надевают малый талит (специальная традиционная одежда мужчин). Если день рождения мальчика совпадает с субботой, праздником или периодом траура, опшернеш переносят на более поздний срок.

Совершеннолетие

Бар- бат-мицва (в переводе сын/дочь заповеди) — совершеннолетие по еврейской традиции. С этого момента еврей и еврейка обязаны соблюдать все заповеди и начинают нести нравственную ответственность за свои поступки. Мальчики становятся совершеннолетними в 13 лет, а девочки в 12. Принято широко отмечать день рождения в год бар- и бат-мицвы, так как ребенок вместе с обязанностями приобретает и заслуги за свои добрые дела. Мальчика в день бар-мицвы впервые вызывают к чтению Торы в синагоге, присутствующие кидают в него конфеты. Также в этот день юноша впервые надевает тфилин, становясь полноправным членом общины, его учитывают в миньяне (собрание минимум десяти мужчин, при которых молитва приобретает общественный статус).

Хупа

Хупа (свадебный балдохин) под которым совершают церемонию бракосочетания.
Брак в иудаизме – Б-жественная заповедь, почетный долг и величайшее благо. Человек, создающий семью, активно участвует в неостанавливающемся процессе творения, происходящем в мире. Душевные силы этого человека являются источником, изливающим любовь и милосердие. За некоторое время до свадьбы устраивают помолвку, скромное семейное торжество, на которое приглашают ближайших родственников и друзей со стороны жениха и невесты. Во время помолвки совершается киньян – в знак того, что жених и невеста приняли решение создать семью. Киньян совершают следующим образом: жених берет какую-нибудь вещь (как правило, платок или гартл) и слегка приподнимает ее. Затем эту вещь передают невесте, и она тоже приподнимает ее. Существует обычай разбивать во время помолвки тарелку, которую матери жениха и невесты бросают на пол.

Во многих общинах принято проводить обряд бракосочетания не в помещении, а под открытым небом – чтобы исполнить благословение: «И умножу потомство твое, как звезды на небе» (Берешит, 26:4)

Жениха и невесту (поочередно) подводят под хупу две супружеские пары, как правило, их родители. Жениха, взявши под руки, ведут отцы жениха и невесты, невесту – матери. Сначала под хупу подводят жениха, затем невесту.

Раввин, проводящий церемонию бракосочетания, произносит благословение над бокалом вина, затем благословение «Освящающий народ Свой, Израиль, хупой и кидушин» и дает жениху и невесте отпить вино из бокала. Затем жених, произнося «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля», надевает обручальное кольцо на указательный палец правой руки невесты. После того, как жених надел кольцо на палец невесты, раввин зачитывает ктубу. Затем раввин вновь произносит благословение над вином, налитым в стеклянный бокал. После этого наиболее почетные гости произносят «шева брахот» (семь свадебных благословений).

После окончания чтения «шева брахот» жених и невеста вновь отпивают вино из этого бокала. Затем кто-либо из присутствующих допивает остатки вина и передает жениху пустой стакан. Жених ставит стакан на землю и правой ногой разбивает его. Этим актом завершается церемония бракосочетания и начинается веселье, включающее в себя свадебную праздничную трапезу, сопровождаемую музыкой и танцами.

На протяжении семи дней после свадьбы устраиваются праздничные трапезы в честь жениха и невесты, на которых произносят шева брахот.

Похороны

Вера в бессмертие души – неотъемлемое и фундаментальное убеждение иудаизма. Для умершего смерть – это завершение его миссии в этом мире. После смерти душа покидает тело.

Еврейская традиция предписывает уважение к смерти и покойному и требует исполнения его последней воли, если она не противоречит еврейской традиции. Умирающий не должен оставаться в одиночестве, а присутствие при последнем вздохе – важная заповедь.

Умершего кладут на пол ногами к дверям и покрывают простыней; у его изголовья ставят свечи. Все зеркала в доме завешивают или поворачивают к стене. Воду, находившуюся вблизи покойного, выливают. Усопшего нельзя оставлять одного вплоть до самых похорон как в будние дни, так и в Субботу. Возле усопшего вплоть до похорон читают Псалмы Давида.

При похоронах основное внимание уделяется соблюдению правил ритуальной чистоты. Кроме того, в ритуале похорон ярко выражено стремление отдельного человека не потерять связь со своими предками и со своей общиной и после смерти – быть похороненными на земле отцов и, по возможности, рядом с ними.
Еврейский обычай требует быстрого погребения усопшего, рассматривая это как выражения уважения к покойному (согласно Талмуду, лишь после погребения душа усопшего может лицезреть Б-га).

С талмудических времен вошло в обычай многих общин хоронить мужчину в талите, которым он пользовался при жизни. В постталмудическую эпоху возник обычай заворачивать умершего в особую ткань – тахрихим. В тех странах, где это не регламентируется законом, евреи не пользуются гробами. Еврейский Закон однозначен и бескомпромиссен в своем требовании, чтобы усопший был захоронен «внутри земли». Иудаизм категорически запрещает кремировать тело.
При похоронах и церемонии прощания все тело и лицо усопшего должны быть постоянно закрыты. Человек должен запомниться близким живым.

Тело усопшего подлежит ритуальному омовению, совершаемому членами Хевра кадиша (погребальное общество). Быть членом Хевра кадиша, совершать омовение тела и провожать покойного в последний путь – почетная обязанность. Для этого обряда при большинстве традиционных еврейских кладбищ существует специальное помещение. В зависимости от пола покойного, омовение совершают мужчины или женщины.

После прощания с телом родственники читают 91-й псалом и произносят кадиш (специальная молитва, прославляющая Всевышнего) в присутсвии десяти взрослых мужчин. Затем один из членов Хевра кадиша надрывает лацкан верхней одежды близких родственников покойного. Обряд называется криа. Затем родственники покойного проходят между присутствующими, которые стоят в два ряда и произносят: «Всевышний утешит Вас вместе со всеми, кто скорбит о Сионе и Иерусалиме». Покидая могилу, у многих принято класть на нее камешек. При выходе с кладбища омывают руки, не вытирая их.

Согласно еврейской традиции выделяют четыре периода траура: первый день, семь дней, тридцать дней и год. Продолжительность траура определяется степенью родства скорбящего по усопшему. Годовщину смерти (йорцайт) отмечают по еврейскому календарю. Принято в этот день читать Кадиш и давать цдаку – пожертвование.