Рош а-Шана

Рош а-Шана (в переводе — начало, голова года) – Еврейский новый год, наступает 1-го Тишрея по еврейскому календарю (сентябрь-октябрь) и празднуется два дня. В этот день был сотворен первый человек – Адам, поэтому его можно считать особенным не только для евреев, но и для всего мира. Духовное значение Еврейского нового года – суд над человеком. Во время праздничной молитвы в синагоге звучит пронзительное трубление в шофар – инструмент, изготовленный из рога кошерного животного. Звуки шофара пробуждают в душе раскаяние и желание приблизиться ко Всевышнему хорошими делами. В Рош а-Шана вся семья собирается за столом, на котором обязательно присутствует мед. В него принято окунать яблоки и желать друг другу сладкого и хорошего года.

Йом Кипур

Йом Кипур (в переводе — день искупления) — самый важный еврейский праздник, выпадает на 10 Тишрея. Согласно еврейской традиции, в Йом Кипур Всевышний взвешивает все поступки человека за прошедший год и выносит ему окончательный приговор на следующий год. Это необычный праздник, он длится сутки, на протяжении которых соблюдается строжайший пост, почти весь день евреи проводят за молитвой в синагоге. В Йом Кипур запрещено пить, есть, вступать в интимную близость, носить кожаную обувь, мыться и умащать кожу кремом или маслом. Также в эти сутки действуют все запреты на выполнение работ, как и в Шабат. Главное действие этого дня — молитва и раскаяние. Написано, что молитва, раскаяние и благотворительность отменяют любой приговор. Раскаявшись в грехах и совершив добрые дела, можно добиться изменения решения, принятого Всевышним в Рош а-Шана. Накануне Йом Кипура выполняют обычай капарот (искупление, выкуп): для этого ритуала символического очищения от грехов мужчина берет петуха, а женщина — курицу, говоря при этом специальную молитву. После чего птицу отдают на благотворительность. В последнее время появился обычай делать капарот на деньги, которые потом отдают нуждающимся. Йом Кипур настолько важный день, что даже есть понятие «евреи Йом Кипура», то есть, люди, которые приходят в синагогу только в Йом Кипур.

Суккот

Суккот (в переводе — шалаши) — семидневный праздник в Израиле и восьмидневный за его пределами, начинающийся в 15-й день месяца Тишрей в память о шалашах, в которых жили евреи в пустыне после Исхода из Египта. В первые два дня праздника и в последний день запрещена работа. В эти дни предписано буквально жить в сукке. В Израиле многие евреи переселяются на время праздника в построенное по особым законам жилище. В России, как в стране с более суровым и холодным климатом, по отношению к исполнению заповеди сукки сохраняется одна обязанность – принимать пищу только в ней. Женщины освобождены от исполнения этой заповеди, тем не менее, они с радостью становятся участницами праздничных трапез в сукке. Сукка строится под открытым небом, сначала воздвигаются стены, вместо крыши кладут «схах», сделанный из срезанных веток растений, схах должен быть обязательно густым, чтобы закрывать от солнца, но не таким плотным, как настоящая крыша, необходимо, чтобы ночью через щели проглядывались звезды. Праздничную молитву в дни Суккота совершают с четырьмя видами растений – арбаа миним: плод этрога (вид цитрусовых), ветка адасы (мирт), ветка лулава (нераскрывшаяся пальмовая ветвь) и ветка аравы (речная ива).

Симхат Тора

Симхат Тора – праздник, знаменующий завершение годичного цикла чтения Торы и начало нового. Во время праздника достают свитки Торы и с танцами и песнями семь раз обносят вокруг бимы (возвышение в синагоге, на котором читают Тору). Всех присутствующих мужчин вызывают к чтению Торы. Также приглашаются дети. Одна из важнейших заповедей этого дня – радость и веселье. В Израиле Симхат Тора совпадает с праздником Шмини Ацерет (последним днем праздника Суккот) и выпадает на 22 Тишрея. За пределами Израиля, где Шмини Ацерет празднуется два дня, Симхат Тору устраивают именно на второй день праздника, 23 Тишрея.

Ханука

Ханука — это восьмидневный праздник, начинается 25-го Кислева. Вечером — накануне первого дня Хануки зажигают ханукальный светильник (ханукию) и продолжают зажигать его каждый вечер в течение восьми дней. Праздник установлен в память о чуде, произошедшем при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Масло для зажигания меноры, которого должно было хватить лишь на один день, хватило на 8 — ровно столько дней требовалось, чтобы изготовить новое чистое масло, которого не было на тот момент из-за осквернения греками храма. Среди обычаев Хануки — игра в дрейдел (савивон, волчок), раздача детям «ханука гелт» (ханукальных денег). В память о чуде горения масла принято готовить жареные в масле пончики и латкес (драники).

Ту би-Шват

Ту би-Шват — 15-е число еврейского месяца Шват — день, который в еврейской традиции принято называть «Рош а-Шана а-Иланот» — «Новый год деревьев». Именно день Ту би-Швата служит разграничительной линией для определения принадлежности плодов к урожаю того или иного года. Ту би-Шват также служит точкой отсчета при определении периода, в течение которого Торой запрещается есть фрукты, выросшие на молодых деревьях. Принято в этот день устраивать трапезу с традиционными плодами земли Израиля.

Пурим

Пурим празднуют 14-го и 15-го Адара в память о спасении евреев от полного истребления во времена царя Ахашвероша – правителя Персидской империи. Сановник царя Аман замыслил погубить всех евреев и бросал жребий (пур), чтобы узнать, когда наиболее подходящее для этого время. По слову «пур» праздник называется Пурим, а все связанные с ним события описаны в Мегилат Эстер (книге Эстер). В городах, не обнесенных стеной, Пурим празднуется 14 Адара, а в городах, обнесенных стеной еще со времен Йегошуа бен Нуна, 15 Адара. В этот день каждый обязан помочь как минимум двоим нуждающимся. Также, чтобы укрепить дружбу и любовь в обществе, принято посылать друг другу съестные подарки, в каждом послании должно быть минимум два вида еды. У Пурима справедливо репутация самого веселого и любимого детьми праздника. В этот день устраивают пышное застолье, наряжаются в карнавальные костюмы, и даже чтение Свитка Эстер в синагоге сопровождается шумом и гамом, чтобы заглушить фрагменты, в которых упоминается Аман. Благодаря некой театральной природе истории Пурима возникла традиция устраивать представления, «пуримшпили». В разные времена евреи разыгрывали в этот день спектакли на актуальные темы, находя как для Амана, так и для Мордехая современные прототипы.

Песах

Песах — праздник, установленный Торой в память Исхода из Египта. В дни Песаха отмечается освобождение от рабства. Сам праздник начинается 15 Нисана и продолжается неделю, но подготовка к нему начинается обычно задолго до его наступления. Все, что подверглось брожению, вроде заквашенного теста, называется хамец. И его запрещено не только употреблять, но и хранить в своих владениях на протяжении всех дней праздника Песах. Под этот запрет подпадают такие продукты как хлеб, печенье, макароны, водка, виски, пиво и тому подобное. Единственный хлебный продукт, разрешенный в Песах, – это маца. Это хлеб, изготовленный особым образом: воду и муку замешивают, раскатывают и отправляют в печку всего за 18 минут, именно за это время тесто не успевает закваситься.
В первые два (в Израиле только в первый) пасхальных вечера проводится седер — специальная праздничная трапеза. Седер на иврите означает порядок, весь порядок действий собран в специальном путеводителе вечера – Пасхальной агаде. На столе обязательно присутствует специальное блюдо (кеара), на котором расположены: зажаренное мясо на кости (зроа), символизирующее пасхальную жертву; вареное яйцо – символ праздничного жертвоприношения; растертый хрен и салат (марор) – горькие травы символизируют горечь рабства; смесь из тертых яблок и орехов (харосет), напоминающая глину, – рабский труд наших предков; лук или картофель (карпас) — символ возрождения и плодородия. В этот вечер каждый участник должен есть мацу, рассказывать о выходе из Египта, выпить 4 бокала вина и съесть горькую зелень.

Лаг ба-Омер

Лаг ба-Омер отмечается на 33-й день отсчета омера, который начинается в Песах. В этот день прекратилась эпидемия среди 24 000 учеников величайшего из талмудических мудрецов — рабби Акивы. Также в этот день ушел его выдающийся ученик р. Шимон бар-Йохай, автор книги «Зогар». В день своего ухода он дал самый важный урок Кабалы, раскрыв все тайны, и заповедал своим ученикам отмечать этот день особым весельем. На Лаг ба-Омер принято разжигать костры и стрелять из лука. По традиции Любавического ребе принято устраивать детские парады, рассказывающие о важности заповедей.

Шавуот

Шавуот – праздник, установленный Торой, отмечается 6 Сивана (в Израиле один день, за пределами Израиля — 2 дня). Также имеет названия Праздник бикурим (первых плодов), Ацерет (собрание) и Праздник дарования Торы. Источник названия Шавуот заключен в тех семи неделях (шавуот), которые отсчитывают от праздника Песах. Эти семь недель заканчиваются перед 6 Сивана, который, таким образом, оказывается 50-м днем после Песаха. В этот день Всевышний даровал народу Израиля Тору у горы Синай. В этот день принято читать Книгу Рут, устраивать праздничную молочную трапезу, а мужчины всю ночь до рассвета учат Тору.

9 ава

9 ава — день траура и поста (длится сутки) в память о разрушении первого и второго Храмов в Иерусалиме и ряде других бедствий, случившихся в этот день с еврейским народом. В глазах евреев этот день — символ всех преследований и несчастий. Начиная с 17 Тамуза (дневной пост в память о проломленной городской стене Иерусалима) и до 9 ава соблюдаются некоторые обычаи траура: не играют свадьбы, не стригутся и не слушают живую музыку. С начала месяца ава не едят мяса и не пьют вина. Непосредственно 9 ава запрещено пить, есть, вступать в интимную близость, носить кожаную обувь, мыться и умащать кожу кремом или маслом. Сидеть принято на земле или на низком табурете.