В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие». В 10 залах представлено более 200 уникальных экспонатов, в том числе яркие работы Анри Матисса, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Льва Бакста, Александра Бенуа, Александры Экстер, эскизы Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Николая Рериха и Сони Делоне. Посетители смогут увидеть графические и живописные произведения, фотографии, скульптуры, эскизы декораций и костюмов, танцевальный перфоманс и многое другое. Партнером проекта выступил Большой театр.
Раввин Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности, президент Федерации еврейских общин России:
«Выставка «Танец ХХ века» посвящена взаимосвязи танца и живописи. С одной стороны, эта экспозиция необычная, с другой стороны, полностью отражает концепцию нашего музея: раскрытие темы с нестандартного ракурса, создание не только интеллектуального, но и эмоционального впечатления. Нам удалось собрать в одном месте шедевры живописи и танцевальные реликвии. В залах установлены танцевальные станки, зеркала, инсталляция, взаимодействуя с которой можно создать собственный пластический этюд. Устройство зеркал делает посетителя не только участником, но и зрителем. Так само пространство вовлекает посетителя в процесс исследования отношений между танцем и живописью.
Мы благодарим Большой театр, который стал партнером выставки, а также Эрмитаж, ГМИИ им. Пушкина, театральные музеи Москвы и Петербурга за участие в создании этой уникальной экспозиции. Собранные экспонаты позволяют обнаружить главную идею: два противоположных вида искусства находятся в постоянном стремлении другу к другу. Как живопись хочет уловить движение, так и движение хочет застыть в воздухе, стать живописным или даже архитектурным».
Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности:
«Этот проект рассчитан на самую широкую аудиторию и полностью создан кураторской группой нашего музея. Выставка рассказывает об эволюции танца в XX веке и о его пересечениях с историей изобразительного искусства. Эти пересечения и взаимосвязи и влияние развития истории танца на художников 20 века отражены в экспозиции. Мы приглашаем каждого посетителя погрузиться в мир танца, причем не только эмоционально. Благодаря архитектуре выставки и интерактивным элементам можно прочувствовать через собственное тело – единственный инструмент, которым мы обладаем от рождения – свои границы, свою свободу и возможность для движения.
Мария Гадас, главный куратор Еврейского музея и центра толерантности, куратор выставки «Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие»:
«В процессе работы над этим проектом мы поняли, как много удивительных сюжетов и малоизвестных историй скрываются за взаимодействием изобразительного искусства и танца. Поэтому выставка представляет собой не просто подбор произведений, сюжетно связанных с танцем. Мы хотели, чтобы зритель ощутил себя частью этого процесса, попытался почувствовать собственные границы, свои физические возможности. И не только так, как это обычно бывает в стенах музея, то есть при помощи изобразительного искусства, но и при помощи другого языка, языка тела. При этом мы всегда опирались на слова Василия Кандинского, который считал танец самым совершенным видом искусства».
Каждый из 10 залов выставки посвящен определенному сюжету. Экспозицию начинает рассказ об Айседоре Дункан, провозгласившей освобождение движения на сцене. Новой хореографии аккомпанируют живописные и пластические сюиты на античные темы Валентина Серова, Льва Бакста, Максимилиана Волошина, Сергея Коненкова. Танцем в свободном греческом хитоне Айседора Дункан транслировала мысль о возвращении человека к его естественному состоянию. Новаторство американской танцовщицы совпадает с интересом художников того времени к природе, стремлением приблизиться к простой, естественной жизни животных. В работах художников разных стран появляются анималистические сюжеты, композиции с изображением растений (Франц Марк в Германии, Михаил Матюшин и Елена Гуро).
В главе, посвященной хореографическим экспериментам 1920–1930–х годов, рассказывается о Хореологической лаборатории (Хорлаб), в которой танец изучался как фундаментальная наука, а также о мастерской Николая Форрегера (Мастфор), балетах Касьяна Голейзовского и многих других танцевальных объединениях, ставших частью культурного ландшафта в 1920-е гг. В это время танец как будто окончательно порывает с традицией, становится частью художественного действа. Основоположники беспредметности, Василий Кандинский и Казимир Малевич, инициируют авангардные танцевальные постановки, пытаясь через танец открыть универсальный язык. Зритель увидит реконструкцию «Супрематического балета», поставленного в 1920 году в Витебске. Балет ученицы Малевича, Нины Коган, визуализировал теорию движения супрематических форм в пространстве.
Искусство танца не оставалось равнодушным к последствиям трагедий XX века. После Второй мировой войны в Японии возник танец «Буто». Облик танцора в нем достигает крайнего гротеска, привычные пропорции – чрезмерной трансформации, что рифмовало их с героями произведений художников — экспрессионистов.
Центральной темой выставки станет ритм, задающий интенсивность движения в танце, формирующий напряжение пространства. Главу иллюстрирует знаменитая постановка «Болеро» Мориса Бежара с Хорхе Доном в главной партии и «Танец ведьмы», исполняемый немецкой танцовщицей Мэри Вигман. Переосмысление ею танца и роли подлинного ритма повлияло на многих хореографов второй половины ХХ века.
Художники и танцоры на протяжении всего ХХ столетия пытаются переосмыслить роль времени в танце и изобразительном искусстве. Тему трансформации времени раскрывают футуристические работы Ивана Клюна, Александры Экстер, Казимира Малевича и фрагменты постановок современных хореографов, шведа Матса Эка и израильтянина Орхана Нахарина.
Значительная часть проекта отведена истории преставления человеческого тела на сцене и уникальным костюмам, созданным художниками для балетных постановок, в том числе Александром Бенуа, Михаилом Ларионовым, Александрой Экстер, Натальей Гончаровой, Николаем Рерихом, Соней Делоне и другими.
Выставку будет сопровождать публичная программа, состоящая из лекций и мастер-классов. Уже 17 апреля состоится лекция «Танец XX века: точки слома и рождение новых техник», 27 апреля – лекция «Айседора Дункан: жизнь в движении и движение жизни».
Музеи-участники выставки: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный Театральный музей им. А.А. Бахрушина, Музей Маяковского, Государственный музей Изобразительных искусств Татарстана, Саратовский художественный музей имени Радищева, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства и другие.
Куратор: Мария Гадас, главный куратор Еврейского музея и центра толерантности.
Научные консультанты: Николетта Мислер (Неаполь, Италия), Ирина Сироткина (Лондон, Англия)
Художник: Алексей Трегубов
Даты проведения выставки: 11 апреля 2025 — 3 августа 2025
08.04.2025
Издательство «Книжники» выпустило второй том тр...
Издательство «Книжники» выпустило второй том трактата «Бава Кама» Вавилонского Талмуда в русском ...
20.03.2025
В издательстве «Книжники» вышел шестой том «Мид...
Издательство «Книжники» выпустило шестой том классического собрания «Мидраш Раба», получивший наз...
14.03.2025
В Москве открылась выставка о выдающихся женщин...
В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 10...
28.02.2025
В Еврейском музее открылась выставка о культурн...
27 февраля в Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Без университетов. Образо...
17.02.2025
Еврейская община и Российский этнографический м...
14 февраля состоялась встреча руководителей Российского этнографического музея и представителей е...
11.02.2025
В Москве открылась новая сцена еврейского театр...
Московский еврейский театр «Шалом» открыл новую сцену на Новослободской, 23. Теперь спектакли «Ша...