Президент ФЕОР, раввин Александр Борода поздравил еврейские общины России с Йом Кипуром

Дорогие друзья!

От имени Федерации еврейских общин России и от себя лично поздравляю вас с наступающим праздником Йом Кипур – важнейшим днём еврейского года – и желаю всем хорошей записи и крепкой печати в Книге Жизни!

Йом Кипур – это день искупления и прощения. Уже в самом названии праздника заложен его основной смысл – очищение всего еврейского народа, уникальная возможность обнулить счётчик прегрешений и запустить новый отсчёт добрых дел. Мы знаем, что в этот день мы должны искренно раскаяться в своих грехах. Но так ли легко вызвать это чувство в наших сердцах?

Конечно, мы осознаём, что не являемся праведниками и во многом далеки от идеала, но в тоже время мы также не видим себя злодеями или закоренелыми грешниками, ведь большинство своих прегрешений мы скорее склонны считать ошибками, нежели злонамеренными поступками.

Согласно Рамбаму, человек также ответственен и за грехи, совершённые по принуждению. Принуждение же необязательно должно быть в экстремальном, радикальном ключе – принуждение может быть вызвано и обстоятельствами, в которых мы оказываемся. И тогда, совершенно справедливо, мы склонны винить больше обстоятельства, будто бы лишающие нас права выбора, чем самих себя. Но если быть полностью честным с самим собой и с Б-гом, как сказано: «обманщик не предстанет предо мною», обладаем ли мы потенциалом и душевными силами противостоять обстоятельствам, сохраняя свою целостность и праведность? Разумеется, да.

Важнейшая деталь Йом Кипура в том, что это день всеобщего, а не индивидуального, искупления. Если приходят две стороны в суд, чаще всего одна из двух сторон будет признана виновной, а вторая оправдана. Оправдывая себя и обвиняя обстоятельства, мы обычно их персонифицируем и, таким образом, могло бы случиться так, что какая-то часть еврейского народа, не дай Б-г, должна быть виновной в страданиях других. Сломило бы это наше единство и рассредоточило бы нас? Безусловно, да.

Существует закон: если один из ответчиков бессметно богат, а второй крайне беден, то они должны предстать перед судом в одинаковых одеждах, чтобы жалость к бедняку или заискивание перед богатым не помешало принять справедливое решение. Согласно распространённому обычаю, на молитву Йом Кипур надевают китель – простой белый халат без украшений. Таким образом, мы все предстаём на равных перед Всевышним, сосредоточившись не на нашем статусе в обществе, но на нашем духовном положении и на объединяющих нас духовных задачах.

В течение всего года мы хотим честности по отношению к себе; полагаясь на объективность предъявляемой по отношению к другим правды, мы не задумываемся, что она в высшей степени субъективна. Пишут комментаторы: «Если судить справедливо, то подобало бы не принимать раскаяния человека». На что же мы тогда рассчитываем в Йом Кипур? Толька на милосердие Творца, стирающего все несовершенства и способного увидеть в нас только Его добрый замысел.

Наказания за нарушение законов о почитании родителей одни из самых суровых, строгость их объясняется прямой параллелью с отношением к Всевышнему и подчинению Его воле. Но в отличие от других обязательств, даже менее строгих, в данном случае «Отец имеет право прощать» и, таким образом, освобождать сына или дочь от наказания за нарушения.

После суда в Рош а-Шана, когда вынесен неоспоримо истинный приговор, мы осознаём, что кредит доверия Всевышнего не может быть возмещён, и только по своей милости любящий Отец способен изменить своё решение.

Уже на исходе праздника, в завершающей молитве «Неила», после трубления в Шофар, мы произносим: «Да будут приняты молитвы и просьбы всего дома Израиля их Небесным Отцом». В Йом Кипур, признавая власть Всевышнего над всем мирозданием, понимая необратимость Его суда, мы все же ожидаем от Него всеобъемлющего прощения, как от любящего нас безмерной любовью Отца.

Желаю всем нам, чтобы Всевышний услышал молитвы каждого, ниспослал силы и возможности быть праведным человеком, укрепиться в своих добрых делах и жить в мире и согласии с ближними. Гмар Хатима това!

22.02.2024

Награждение главного раввина Екатеринбурга и Св...

21 февраля Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев наградил главного раввина Екатеринбур...

08.02.2024

Встреча главного раввина России и президента ФЕ...

7 февраля в Кремле состоялась встреча президента Владимира Путина с главным раввином России Берло...

07.02.2024

Резолюции еврейской общины по итогам VIII съезд...

7 февраля, в ходе VIII съезда Федерации еврейских общин России в Московском еврейском общинном це...

07.02.2024

VIII съезд Федерации еврейских общин России в М...

В среду, 7 февраля, в МЕОЦ проходит восьмой съезд Федерации еврейских общин России. Предыдущий съ...

01.02.2024

Международный день памяти жертв Холокоста в евр...

Накануне Дня памяти жертв Холокоста, а также в дни после памятной даты, в общинах по всей стране ...

29.01.2024

День памяти жертв Холокоста в Екатеринбурге

26 января в екатеринбургском еврейском общинном центре «Синагога» состоялась церемония, посвященн...

site_title_ru