Деятельность
При общине работают синагога, миква, Колель Тора для мужчин, Женский колель, программа для молодежи, детский воскресный клуб, программа для дошкольников, летние лагеря, отмечаются шабаты и все праздники, работают интерактивный музей, библиотека, благотворительные программы для взрослых и детей, обеды на колесах.
Община помогает на всем жизненном пути — обрезание, бар-мицва, бат-мицва, хупа и еврейские похороны. Все члены общины получают подарки к праздникам, которые включают календари на Рош Ашана, свечи на Хануку, мацу на Песах и т. п. Община предоставляет религиозную литературу и атрибутику, устанавливает мезузы и служит адресом для любого еврейского вопроса.
Община оказывает помощь евреям, проживающим в малых населенных пунктах области и общинам соседних областей. Община участвует в общественных советах, межнациональных мероприятиях и фестивалях.
Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма «Костромская еврейская община»
Председатель общины
Ганин Павел Александрович
Раввин
Руппо Нисон Мендл
Исторические сведения
Кострома – один из старейших русских городов, административный, культурный и промышленный центр Костромской области. Численность населения составляет более 250 тысяч человек.
Датой основания города считается 1152 год, когда был заложен детинец – городская крепость. Однако торгово-ремесленное поселение Кострома сложилось намного раньше.
Первое упоминание о евреях в Костроме относится к 1804 году, а постоянно поселились евреи в Костроме в 1840 году. К концу XIX века большую часть еврейского населения составляли ремесленники. Также имелись отставные солдаты.
21 ноября 1902 года «уполномоченный от всех евреев города Костромы», купец Л.И. Домбек обратился к губернским властям с прошением об открытии синагоги и еврейской школы, такое же прошение было направлено и в адрес столичных властей. Вскоре было получено соответствующее разрешение. Земельный участок под строительство здания выделил общинный раввин Цви-Гирш Шнейдерман, он же разработал и сам проект будущей синагоги. Деньги на синагогу собирали всей общиной.
В 1907 году состоялось открытие синагоги. Уютное деревянное здание стало вторым домом для евреев Костромы. В этот же период было создано еврейское кладбище. При синагоге функционировало «Хозяйственное правление еврейского молитвенного дома», занимавшееся благотворительностью.
С приходом советской власти многие костромские евреи-предприниматели были вынуждены расстаться со своим делом, а некоторые попали в разряд лишенцев, то есть были лишены избирательных прав. На страницах местной прессы стали появляться инициированные властями публикации от лица «рабочих-евреев» с требованием ликвидировать синагогу как место сбора нэпманов, а здание отдать под рабочее общежитие либо под «культурный очаг».
Однако в 1927 году традиционная еврейская жизнь в Костроме получила новый импульс: Кострома стала местом ссылки, освобождения и спасения от преследований духовного лидера еврейского народа, шестого Любавичского Ребе, рабби Йосефа-Ицхока, который активно противодействовал попыткам заставить евреев забыть о своих корнях.
Благодаря его стараниям в городе работали подпольные миквы, хедеры и ешивы. В 1927 году Ребе был арестован ОГПУ, а затем заключен в ленинградскую Шпалерную тюрьму. Вначале его приговорили к расстрелу, а затем заменили эту меру пресечения на 10 лет заключения в Соловецком лагере. В конечном счете тяжелый приговор был заменен ссылкой в тихий провинциальный город — Кострому.
В Костроме Ребе остановился в доме резника местной общины, Йерахмиэля Кугеля. К приезду Ребе была отремонтирована миква в синагоге. Многие евреи города, несмотря на угрозу преследований, приходили, чтобы принять участие в молитве вместе с праведником поколения. Находясь на положении ссыльного, Ребе обязан был периодически отмечаться в костромском ОГПУ.
12 июля 1927 года, в свой день рождения, Ребе должен был явиться в здание ОГПУ на площади Революции. Однако его отказались пропустить внутрь, сославшись на то, что сегодня выходной. Это могло быть как правдой, так и широко распространенной тогда чекистской уловкой: нередко человека, пришедшего отметиться, не принимали под предлогом выходного, а потом предъявляли ему обвинение в том, что он вовремя не отметился, и заменяли ссылку реальным сроком. Поэтому Ребе и его спутник, хасид Элияу-Хаим Алтойз, начали настаивать на том, чтобы их впустили.
Услышав шум на улице, на балкон здания вышел чекист, который объявил, что Ребе больше не нужно отмечаться в ОГПУ, так как только что из Москвы пришла телеграмма о том, что его должны освободить. Так Ребе стал свободным человеком, а день 12 Тамуза — одним из великих праздников любавичских хасидов, днем Освобождения. Благодаря этому событию, Кострома известна любавичским хасидам всего мира как место спасения праведника.
В конце 1920-х власти усилили натиск на костромскую синагогу, и в результате в январе 1930 года синагога была закрыта, а здание — конфисковано. Тем не менее, общинная жизнь еще продолжалась. До 1960-х, по свидетельствам старожилов, костромские евреи собирались на молитву. Постепенно общинная жизнь угасла.
Эпоха перестройки положила начало возрождению еврейской жизни в России. Эти веяния затронули и Кострому. Важный вклад в возрождении еврейской общины Костромы внесли посланники Любавичского Ребе, прибывавшие в город с начала 1990-х. 16 мая 1994 года состоялось учредительное собрание Костромской еврейской религиозной общины.
Тогда же, в 1994 году, евреи Костромы приступили к возвращению синагоги, однако процесс растянулся на несколько лет. В 1994 году общине удалось получить в пользование одно из помещений второго этажа (в настоящее время там находится офис религиозной общины).
Осенью 1994 года на первый общинный праздник в стенах синагоги собралось более ста человек. В течение следующего года в пользование еврейской общины перешли остальные комнаты второго этажа, а в 1998 году все здание синагоги стало собственностью общины, включая земельный участок, на котором оно расположено. Стремление костромских евреев вернуть синагогу встретило понимание и содействие городских и областных властей. В скором времени зданию был возвращен его исторический облик.
Большую помощь в реставрации синагоги оказала Федерация еврейских общин России, а также местные предприниматели. Первым духовным наставником возрождающейся общины стал рав Мойше Тамарин, приезжавший из Москвы дважды в месяц на шабаты, а также на праздники. В 2002 году раввином костромской общины стал р. Нисон Руппо.
Справочник организаций
Общественная организация Региональная Еврейская Национально-Культурная Автономия Костромской области
Сенной пер., д. 16а +7 (910) 956-01-81Еврейский участок на кладбище
+7 (910) 956-01-81Представитель Главного раввината России в г.Костроме и Костромской области
раввин Руппо Нисон Мендл
Сенной пер., д. 16"А" +7 (910) 956-01-81