Калуга

Деятельность

При общине функционируют библиотека, воскресный клуб, женский и семейный клубы. Дети выезжают в летний лагерь, организуемый общиной Москвы. Гуманитарная помощь, оказываемая общиной, включает распределение продуктовых наборов (ежемесячно), распределение мацы перед праздником Песах.

Местная иудейская ортодоксальная религиозная организация «Калужская еврейская община»

Председатель общины

Исаков Эдуард Викторович

Раввин

Ойшие Михоэль

Исторические сведения

Калуга  – административный центр Калужской области. В городе находится железнодорожный и автомобильный узел, пристань на реке Ока и аэропорт. Население составляет более 300 тысяч человек. Калуга основана в середине XIV века как пограничная крепость.

В 1508-1518 годах стала самостоятельным удельным княжеством. В 1606-1697 годах была центром крестьянского восстания под предводительством Ивана Болотникова. В 1708 году Калуга была приписана к Московской губернии, в 1716 году стала центром Калужской провинции, в 1777 году  – центром Калужского наместничества, в 1796 году  – центром Калужской губернии. После 1917 году город купцов, чиновников и духовенства стал превращаться в индустриальный центр. Большой ущерб городу нанесла оккупация немецко-фашистскими войсками в 1941 году.

Еврейская община Калуги  – одна из старейших общин, образованных вне черты оседлости. Уже в 1865 году в Калуге действовало 2 синагоги. В 1865 году в Калуге проживало 282 еврея, в 1897-м  – 763, в 1910-м  – 869, в 1923-м  – 793 еврея, в 1926-м  – 833, в 1939-м  – 2157 евреев, в 1970-м  – 1306, в 1979-м  – 1174 еврея.

В архивных материалах содержатся следующие сведения, касающиеся строительства синагоги. 15 января 1912 года на заседании членов Хозяйственного Правления Калужской Еврейской молельни было заслушано заявление общественного раввина-провизора А. М. ЛиПец о постройке в Калуге каменной синагоги.

В постановлении заседания сказано: «Ввиду того обстоятельства, что в ныне существующей наемной молельне могут поместиться от 70 до 80 человек, а молящихся имеется около 150 человек постоянных жителей и от 200 и более нижних чинов Калужского гарнизона, почему ежегодно к большим праздникам приходится приискивать и нанимать дополнительное помещение, что влечет за собой излишние расходы и массу неудобств в смысле наблюдения за порядком и поступлением доходов,  – постановили: ходатайствовать перед Его Сиятельством Господином Калужским Губернатором о разрешении Хозяйственному Правлению Калужской Еврейской молельни построить по Масленниковской улице на участке № 220 а, пожертвованном калужским купцом А. С. Лазаревичем молитвенный дом согласно прилагаемого плана, который по составленной смете обойдется в 22638 р. 40 коп. На покрытие этого расхода у Общины средства имеются. При этом Хозяйственное Правление присовокупляет, что одновременно с открытием вновь построенной Синагоги ныне существующая наемная молельня будет Правлением окончательно закрыта».

«Строительное отделение, рассмотрев по протоколу своему от 6-го сего марта за №27, утвердительному Г. Губернатором, представленный при заявлении Хозяйственного Правления Калужской Еврейской молельни проект на постройку каменной синагоги в г. Калуге, 2 части 6 окон по Масленниковской улице, и находя проект по означенной выше постройке составленным удовлетворительно, полагает: проект утвердить и разрешить постройку синагоги с тем, чтобы 1) постройка производилась под наблюдением лица, имеющего по своим аттестатам право на производство строительных работ, подписка которого с принятием на себя наблюдения и ответственности была представлена в Губернское Правление и 2) чтобы по окончании постройки синагоги, предварительно открытия ея, о том было сообщено Губернскому Правлению на предмет освидетельствования. Об изложенном Строительное Отделение уведомляет Городское Полицейское Управление».

Незадолго до завершения строительства против открытия синагоги выступил Департамент Духовных Дел. Суть и несостоятельность выдвинутых возражений видна из разъяснений губернатора Калужской губернии князя Горчакова С. Д. в Департамент Духовных Дел 20 июля 1913 г. «На отношение от 15 июня сего года за № 5845 по вопросу о постройке в г. Калуге еврейской молельни, считаю долгом по надлежащим обследовании дела сообщить нижеследующее: «примечание 2 к ст. 1288 Уст. Иностр. Исп. предусматривает устройство не синагог, а молелен и хозяйственных при них правлений только для вновь образовавшихся еврейских обществ вне черты еврейской оседлости, между тем как в г. Калуга община существует свыше 10 лет. Ст. 1301 Уст. Иностр. Исп. указывает, что общественные молитвы и богомоления могут быть совершены только в особых зданиях, для сего определенных, а именно: синагогах и молитвенных школах, причем, ст. 1302 того же устава допускает устройство во всяком городе или селении, где число еврейских домов не превышает 30 одну молитвенную школу, а где число домов не превышает 80, кроме молитвенной школы еще и одну синагогу.

В Калуге имеется около 150 человек евреев мужского пола постоянных жителей и свыше 200 пришлых членов калужского гарнизона, по сему на основании приведенных законоположений и ст. 149 Уст. Стр изд. 1900 г. Губернским Правлением и была разрешена постройка синагоги причем расстояние ее от ближайшей церкви по Масленниковской улице, на которой возводится синагога, превышает 100 сажень, что вполне соответствует требованиям ст. 150 Уст. Стр. Здание синагоги сооружено, как усматривается из пояснительной записки при проекте, на 430 человек и поэтому оно не представляет здание » весьма значительных размеров».

Что касается фасада и архитектурной отделки, придающих, по мнению Департамента Духовных Дел, строящемуся зданию вид храма, считаю необходимым разъяснить, что сооруженное строение представляет вид по виду обыкновенное жилое здание, выстроенное из обыкновенного кирпича без всяких украшений. Причем над частью здания выведен не купол, а обыкновенное полукруглое шатровое покрытие и никаких специальных куполов, башен и эмблем, присущих еврейскому культу, не возведено, и делаться не будет. Ввиду изложенного я нахожу, что ни существующие законоположения, ни внешний вид возведенной синагоги не дают мне решительно никаких оснований к исполнению требуемого Департаментом Духовных Дел приведения здания в такой внешний вид, который соответствовал бы правилам, действующим относительно сооружения еврейских молелен, находящихся вне черты еврейской оседлости».

Директор Департамента духовных дел смог заручиться поддержкой министра, и переписка продолжалась пока губернатор князь С.Д. Горчаков своим письмом директору Департамента духовных Дел от 14 апреля 1914 г. не поставил точку: «На письмо Вашего Превосходительства от 5 сего марта за № 2181 и в дополнении к моему, в Департамент Духовных Дел от 20 июля 1913 г. имею честь уведомить Ваше Превосходительство, что ст. 1302 Уст. Иност. Исп. Прямо указывает, что «синагоги и молельные школы вновь учреждаются не иначе, как с разрешения Губернского Начальства по правилам Уст. Стр.», что буквально подтверждается также и ст. 149 Уст. Стр. Конечно, при разрешении постройки синагоги в г. Калуга имелось в виду, что сама еврейская община была разрешена Министерством Внутренних Дел более 10 лет тому назад.

Что касается несоответствия размеров синагоги, рассчитанной на 430 человек при наличии лишь 150 постоянно проживающих в городе евреев, то как было сообщено в отношении № 1360, в городе имеется еще свыше 200 нижних чинов  – евреев местного гарнизона и, кроме того, постройка здания, на которую затрачивалась значительная сумма денег без сомнения не могла быть рассчитана точно на проживающее количество евреев, при этом имелся в виду и будущий прирост населения.

Относительно купола и размещения на молельне орнаментов в виде шести лучевых звезд в круге, расположенных по фасаду и представляющих собой сионистскую эмблему, я считаю долгом уведомить Ваше Превосходительство, что как сообщалось мною в отношении № 1360  – никаких специальных куполов, башен и эмблем, присущих еврейскому культу, не возведено и делаться не будет. К изложенному имею честь присовокупить, что здание синагоги в настоящее время уже выстроено, освидетельствовано Строительным Отделением Губернского Правления, признано построенным правильно и в нем производятся богомоления. И приведение означенного здания в какой-либо другой вид является невыполнимым, т.к. повлечет за собою с одной стороны израсходование значительных средств, каковых в моем распоряжении не имеется и мне совершенно неизвестны те, на кого будут возложены издержки за причиненные убытки местной еврейской общине».

Горчаков не отступил от буквы закона. Упомянутый в письме «прирост населения» действительно имел место, в том числе за счет переселенцев, которые частично оседали на калужской земле. Революционные события 1917 года были встречены с надеждой на установление гражданского равноправия независимо от национальной принадлежности и обретения свободы вероисповедания. Однако власти больше были озабочены антирелигиозным воспитанием, экспроприацией церковной (в том числе и еврейской культовой) собственности.

Школы давали хорошие знания по математике, физике, литературе, но еврейское образование было запрещено и, как следствие, вырастали атеисты, мало знающие еврейскую историю, культуру, традиции. В 1920-1930-е в здании синагоги располагался клуб различный профсоюзных организаций: горжилсоюза, межрайпромсоюза и прочих. С октября 1947 года в здании занимается Культурно-просветительское училище. Тяжкие испытания выпали на долю калужской общины в годы Великой Отечественной войны. С 11 октября в оккупации оказались 155 евреев (64 мужчины, 91 женщины). 8 ноября 1941 г., приказом № 8 Калужской Городской Управы «Об организации прав жидов» в гетто были выселены евреи из своих городских квартир, только 40 человек из них были трудоспособными.

Ежедневно под конвоем полицейских свыше 100 евреев, в том числе старики и дети работали на уборке трупов, очистке общественных туалетов и мусорных ям, расчистке улиц и завалов. В гетто евреи избрали свой Совет и старосту, которым был М.И. Френкель. Он один имел право обращаться к городским властям. Евреям было запрещено выходить в город, пользоваться электричеством, городской баней, столовой, больницей и базаром.

Обитателям гетто выдавали продуктовые карточки. Периодически гестаповцы и полицейские устраивали в гетто обыски, отбирали у людей теплые вещи, обувь и т.д. Обыски сопровождались жестокими избиениями, а парализованного старика Гершковича облили бензином и сожгли заживо. Были калужане (Долбаева М. Г., Огаркова Н., Панкова Л., Дмитриев Н.) которые под страхом смерти пробирались в гетто и приносили узникам медикаменты и еду.

Когда 21 декабря 1941 года завязались ожесточенные бои за освобождение Калуги, нацисты подожгли гетто. Оставшиеся в живых евреи разбежались и спрятались.

В 1948 году Калужской Еврейской общине было отказано в регистрации. Евреи собирались для молитв на квартирах и в частных домах. Старики уходили из жизни, унося с собой опыт и знание традиций, а молодое поколение не спешило следовать вере предков. Вскоре евреи перестали собираться на молитвы, отмечать еврейские праздники.

Возрождение калужской общины приходится на 1990-е, тогда было создано Еврейское культурно-просветительное общество «Шемеш» под председательством С.Л. Шпигельмана. В задачи общества входило объединение еврейского населения Калуги, оказание помощи больным и одиноко живущим евреям, а также малоимущим семьям. Каждую весну приводили в порядок еврейское кладбище. В 1991 году в городе была зарегистрирована организация «Сохнут», координатором которой стала Т.А. Альтман Деятельность «Сохнут» способствует объединению евреев, восстановлению еврейских традиции, оказывает помощь в репатриации в Израиль.

В 1999 году была зарегистрирована Калужская еврейская религиозная община под председательством В.И. Фельдмана. При общине функционируют библиотека, женский клуб, воскресный клуб. В воскресном клубе учатся дети от 4-х до 12-ти лет. Они изучают иврит, историю и традиции еврейского народа, английский язык, занимаются музыкой, танцами и прикладным искусством, учатся работать с ПК.

Община опекает еврейское кладбище, является организатором праздников и шабатов. Контактирует с азербайджанской и армянской общинами, православной церковью, плодотворно сотрудничает с городскими властями. Председатель общины является членом Совета по национальным вопросам при губернаторе области.

Еврейская традиция проникнута уважительным отношением к пожилым людям и семье. Поэтому неслучайно в 2002 году община стала инициатором создания благотворительной организации «Хесед-дага», которая является связующим звеном для всех поколений. Многие активисты общины стали волонтерами Хеседа.

8 октября 2015 года состоялось торжественное открытие синагоги и общинного центра в Калуге, расположенных в отреставрированном историческом здании синагоги по адресу: ул. Дзержинского, д.39. В церемонии приняли участие главный раввин России Берл Лазар, помощник полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Александр Пискунов, заместитель губернатора Калужской области Александр Авдеев и члены еврейской общины города.

При общине функционируют библиотека, воскресный клуб, женский и семейный клубы, молодежный клуб «EnerJew», молодежный лагерь «Ган Исроэль», проводятся уроки Колель Тора

Община опекает еврейское кладбище, является организатором праздников и шабатов.

Справочник организаций

Воскресный детский клуб

ул. Дзержинского, д. 39 +7 (4842) 92-66-91

Еврейский участок на кладбище

кладбища в д.Шопино +7 (4842) 92-66-91

Представитель Главного раввината России в г. Калуге и Калужской области

раввин Ойшие Михоэль

ул. Дзержинского, д.39 +7 (4842) 926-691
site_title_ru