26 октября 2017 г.
Сцена из спектакля
27 января 2017, в Международный день памяти жертв Холокоста, Новая Опера открыла свой титульный Крещенский фестиваль премьерой оперы «Пассажирка» Моисея Вайнберга (1919 — 1996). В последние годы мир заново открывает творчество выдающегося композитора, которое несет образ трех культур — польской, русской и еврейской.


Одной из центральных в творчестве Моисея Вайнберга стала тема войны. В ее трактовке композитор неповторимо своеобразен: он — не летописец, живописующий картины страдания и ужаса, не обличающий трибун, но — лирик. Потрясающие примеры — Шестая симфония на стихи еврейских поэтов (1963), в которой ужасы войны показаны через страдания детей; кантата «Дневник любви»(1965) памяти детей, погибших в Освенциме, и, конечно, первая опера композитора, «Пассажирка» (1968). В последние годы это сочинение, написанное по одноименной повести польской писательницы, узницы Освенцима Зофьи Посмыш (р. 1923) и в свое время не принятое к постановке Большим театром, триумфально шествует по мировым сценам.


И для Вайнберга — уцелевшего из Варшавы, бежавшего в 1939 году из захваченной нацистами Польши в СССР, — и для Посмыш Холокост стал глубокой личной драмой. Действие разворачивается в двух временных планах: в концлагере Освенцим и на океанском лайнере, где сталкиваются бывшая узница и надзирательница. Эпиграф оперы — слова французского поэта Поля Элюара, звучащие в последней картине: «Если заглохнет эхо их голосов, мы погибнем».


Однако и Вайнберг, и Посмыш — не просто обвинители: в музыке пронзительно усилен личностный элемент трагедии, и в то же время «Пассажирка» полна библейских ассоциаций. Важнейший вывод — Холокост был трагедией не народа — человечества, и оно должно извлечь горькие уроки…


Постановку на сцене Новой Оперы осуществил признанный мастер телережиссуры Сергей Широков. «Пассажирка» дает возможность современному режиссеру использовать все находящиеся в его распоряжении средства выразительности и художественные языки, в том числе далекие от традиционных оперных стереотипов. В этом смысле «Пассажирка» — «открытая форма». Но это еще и очень «классическое» произведение, в котором нравственное послание, этический стержень четко ограничивают любые наши фантазии…»


Музыкальный руководитель постановки — главный дирижер Новой Оперы, лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» Ян Латам-Кёниг. Сценограф — Лариса Ломакина. Художник по костюмам — Игорь Чапурин.


Михаил СЕГЕЛЬМАН