14 октября 2016 г.
Раввин Берл Лазар поздравил еврейскую общину с праздником Суккот


Вечером 16 октября (14 тишрея) иудеи всего мира начинают отмечать Суккот – один из самых ярких и радостных праздников еврейского календаря. В Торе он назван «временем веселья» и «праздником сбора урожая». В преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:


«Дорогие друзья!

Поздравляю всех вас с праздником Суккот. В Торе он называется «время радости нашей». И тому есть целый ряд причин.

Мы только что удачно прошли Рош ашана и йом-кипур. Мы подвели итоги прошлого года, наметили планы на новый год, обещали Б-гу исправить допущенные ошибки и сделать больше добрых дел. Мы надеемся на добрую запись и подпись, на то, что Г-сподь даст нам в этом году Свое благословение.

Суккот недаром называется также «праздник сбора урожая» - не только в контексте сельскохозяйственных работ, но и в более общем смысле. В эти дни мы видим результаты своей работы за истекший год, радуемся достижениям, размышляем о том, как сделать больше, как добиться лучшего.

Наконец, источником радости становится наше единство, которое также символизирует суккот. Мы выходим из дома, собираемся вместе в шалашах, едим там праздничную трапезу – люди разной традиции, разного социального статуса и образовательного уровня. Мы смотрим на четыре вида растений – каждый из которых сам по себе является символом единства – и радуемся тому, что мы всегда будем вместе, и что вместе мы непобедимы!

На первый взгляд все эти причины радоваться относятся к совершенно разным сферам жизни, не связаны друг с другом. Но это только на первый взгляд. На самом деле все они черпают основу в одной важнейшей идее: в признании того, что все в нашей жизни зависит от Б-га. И эта же идея есть главный источник радости для нас.

В обычное время каждый из нас живет под крышей, которую сам построил, за металлической дверью, которую сам установил. Дает это полную уверенность в безопасности? Скажем честно: нет. А вот когда мы думаем о том, что всё в жизни мы получаем от Б-га, что Он вписывает наши имена в Книгу жизни, Он дарует Свое благословение, потому что Он добр и любит нас – тут и появляется то чувство полной безопасности, полной уверенности в завтрашнем дне, которое наполняет наши сердца покоем и радостью.

То же чувство владеет нами и когда мы собираем урожай. Мы радуемся тому, что удостоились получить такой подарок от Б-га. И мы вдвойне радуемся, что никакие проблемы, никакие сложности, никакие препятствия не могут лишить нас плодов урожая, который Он нам дал.

Наконец, когда мы сидим вместе в шалаше и понимаем, что все мы – дети одного небесного Отца, тут к нам приходит желание помогать друг другу, делиться радостями, вместе идти вперед и ввысь. Именно от этого ощущения, что нас много и мы единый народ, приходит особая радость: ведь раз это так, все споры могут быть улажены, все разногласия преодолены!

Да, в природе человека заложено желание всегда быть правым. Но иногда гораздо важнее быть не правым, а мудрым. И наша особая мудрость в дни суккот в том, что мы признаём и ценим все великие дары, полученные от Б-га – здоровье и благосостояние, верных друзей и семейное счастье. В благодарности Б-гу за то, что Он даёт – вечный источник нашей радости!

Желаю вам, чтобы эта радость, которую мы в полной мере ощущаем в дни праздника, осталась с вами на весь год».


История праздника

Суккот (буквально кущи) – праздник в память о шалашах, в которых жили израильтяне после исхода из Египта. Суккот очень богат заповедями. Самой яркой из них является заповедь о четырех видах растений (арба миним) и заповедь сидения в шалаше.

Заповедь о шалашах подразумевает необходимость проводить в сукке трапезы в течение всего праздника. Четыре вида растений символизируют разные виды евреев. Соединяя их вместе, иудеи заявляют о единстве еврейского народа перед лицом Вс-вышнего, перед которым все равны — как мудрецы, так и простаки.

При построении шалаша существует ряд критериев, делающих его кошерным. Важным моментом является крыша, через отверстия в которой должны быть видны звезды. Переселяясь на неделю праздников в это временное жилище, евреи признают над собой господство Творца и заявляют о том, что все в мире зависит только от Его воли.

Суккот — один из трех праздников, в которые каждый еврей был обязан посетить Иерусалимский Храм, где приносились праздничные жертвы, соответствующие этому дню. Во времена существования Храма в Суккот приносили в жертву 70 быков — по количеству народов, населяющих землю. Целью этих жертвоприношений было искупление грехов всего человечества.


Мероприятия Московского еврейского общинного центра (МЕОЦ)

В этом году Суккот начинается вечером 16 октября (14 тишрея) в 17.08 по московскому времени. Первый (в странах рассеяния также и второй) день Суккот – это йом тов (праздничный день, в который любая общественная работа запрещена), а остальные дни - холь амоэд (полупраздничные дни, в которые работа разрешается).

Суккот продолжается семь дней, а восьмой день - самостоятельный праздник Шмини-Ацерет. За Шмини-Ацеретом следует новый цикл чтения Торы, выливающийся в отдельный праздник — Симхат Тора.

В преддверии Суккота в МЕОЦе прошла ярмарка-продажа четырёх видов растений. Во дворе общинного центра был построен большой традиционный шалаш для всех прихожан. В течение всего времени праздника иудеям предписано проводить в нем трапезы с хлебом и вином. В этом году праздничный шалаш может вместить одновременно более тысячи человек.

В дни Суккота праздничный шалаш МЕОЦа будет открыт без перерыва с 8:00 до 24:00. Активисты общинного центра будут помогать прихожанам исполнять заповедь о четырех видах растений. Во все дни праздника посетители сукки смогут бесплатно получить в ней угощение и горячие напитки.