Недельная глава Торы:
Пятница 24 Май 2019 г. 19 Ияр 5779 г.
 
Агентство Еврейских Новостей

Премия "Скрипач на крыше" (ранее "Человек года")



Награжден народный артист России, балетмейстер, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета ЭЙФМАН БОРИС ЯНКЕЛЕВИЧ.


Борис Янкелевич Эйфман родился 22 июля 1946 года в городе Рубцовске Алтайского края. Свои первые шаги, как постановщик танцев, один из ведущих хореографов мира, сделал уже в 16 лет. С 1962 по 1966 год он руководил детским хореографическим коллективом. В 1972 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова.

Его первые постановки – балеты "Жизни навстречу" (1970, муз. Кабалевского), "Икар" (1970, муз. А. Чернова, В. Арзуманова), "Блестящий дивертисмент" (1971, муз. М. Глинки), "Фантазия" (1972, муз. А. Аренского) – вызвали взволнованный отклик зрителей и пристальное внимание критиков. Дипломная работа молодого хореографа – балет "Гаяне" на музыку А. Хачатуряна (1972) – был создан и показан на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Это было блистательное начало творческого пути.

С 1971 по 1977 год Б. Я. Эйфман работал балетмейстером в Ленинградском Академическом хореографическом училище имени А. Я. Вагановой (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). После "Гаянэ" им были созданы балеты: "Русская симфония" (1973, муз. В. Калинникова), "Встречи" (1975, муз. Р. Щедрина), "Жар-птица" (1975, муз. И. Стравинского), "Прерванная песня" (1976, муз. И. Калныньша), "...Души прекрасные порывы" (1977, муз. Р. Щедрина). Все они с большим успехом шли на сцене ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова. Спектакль "Жар-птица" принес Б. Я. Эйфману мировую известность: вскоре после премьеры в Ленинграде он был показан в Москве и на гастролях в Японии. Помимо театральных постановок в эти годы Б. Я. Эйфман стал автором фильмов-балетов: "Вариации на тему рококо", "Икар", "Блестящий дивертисмент".

В 1977 году молодой хореограф получил возможность создать свой театр при Ленконцерте, который получил название "Новый балет", а впоследствии был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана. Не имея ни сцены, ни постоянных репетиционных помещений, с маленьким коллективом, он сумел произвести сильнейшее впечатление первой же программой, в которую вошли спектакли: "Только любовь" (муз. Р. Щедрина), "Искушение" (муз. Р. Уэйкмана), "Под покровом ночи" (муз. Б. Бартока), "Прерванная песня" (муз. И. Калныньша), "Двухголосие" (муз. Д. Баррета – из репертуара "Пинк Флойд"). Камерный балет "Двухголосие" зрители до сих пор вспоминают как потрясение. В последующие годы Б.Я. Эйфман поставил спектакли "Жар-птица" (1978, муз. И. Стравинского) и "Вечное движение" (1979, муз. А. Хачатуряна).

Театр Б. Я. Эйфмана изначально возник как авторский, как театр одного хореографа, что для тех лет было явлением уникальным. Первые спектакли коллектива были обращены к молодежной аудитории. Смелым экспериментом стал балет "Бумеранг" на музыку Д. Маклафлина, о котором "Нью-Йорк таймс" опубликовала статью под заголовком "Борис Эйфман – человек, который осмелился".

Становление Театра балета под руководством Б. Я. Эйфмана связано с духовным воспитанием целого поколения российского зрителя. Репертуар театра поражал своим многообразием: трагедия и буффонада, библейская притча и психологическая драма, рок-балет и детская сказка... Велико было и жанровое разнообразие постановок: полнометражные одноактные спектакли, камерные балеты и хореографические миниатюры.

Всего за годы своей плодотворной творческой деятельности он создал более 40 балетов, которые отличаются масштабностью поднимаемых тем, оригинальностью хореографического решения. Хореограф не ограничивает себя рамками чисто балетного спектакля, ибо для него главное – театральность. Его постановки – синтетическое зрелище, открывающее новые формы, новые принципы танцевального действия.

С большим энтузиазмом был встречен зрителями спектакль Б. Я. Эйфмана "Мой Иерусалим" (1998). Его первая часть, поставленная на музыку "Реквиема" Моцарта, – истинный гимн бессмертию человеческого духа, неистребимости его творческого порыва. Вторая часть спектакля говорит о вечных глубоких темах Веры, Надежды, Любви в яркой современной форме. Герои стремятся понять себя, найти свой путь среди трех религий мира: христианской, иудейской и мусульманской и обретают гармонию, осознав, что все они – дети единого Б-га. В балете использована современная техно-музыка, а также религиозная и этническая музыка разных народов. Балетмейстер обращается к молодому зрителю, говорит на понятном ему "языке", стремясь приобщить его к глубоким гуманистическим идеям.

Б. Я. Эйфман – Народный артист России (1995), лауреат Государственной премии России (1999), лауреат театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой Софит" (1995, 1996, 1997), премий Союза театральных деятелей РФ "Золотая маска" (1996, 1999), премии "Триумф" (1996). В 1998 году удостоен высшей духовной награды детей России – ордена "Мира и Согласия" по номинации "Новое слово в хореографии". Награжден Орденом кавалера искусств Франции (1999) и Командорским крестом Ордена заслуги Республики Польша. Указом президента Владимира Путина награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" третьей степени (2007).

Б. Я. Эйфман принимает активное участие в работе Международной балетной секции при ЮНЕСКО, является и.о. профессора Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.

http://www.nwf-film.com/
Федерация еврейских общин России © 2004-2008

Адрес: 127055 г. Москва, ул. Образцова д.19-а. Tелефоны: +7 (495) 730-2791 (-92, -93) | E-mail: info@feor.ru
При использовании материалов сайта, ссылка на feor.ru обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на www.feor.ru обязательна.