Недельная глава Торы:
Среда 20 Март 2019 г. 13 Адар 2 5779 г.
 
Агентство Еврейских Новостей

Премия "Скрипач на крыше" (ранее "Человек года")



За выдающийся вклад в театральное исскуство России и постановку спектакля "Скрипка Ротшильда" в Московском театре юного зрителя награждены режиссер-постановщик спектакля КАМА МИРОНОВИЧ ГИНКАС, главный режиссер МТЮЗа ГЕНРИЕТТА НАУМОВНА ЯНОВСКАЯ.


Кама Миронович Гинкас родился 7 мая 1941 в Каунасе (Литва). Раннее детство провел в гетто, чудом спасся. Трагическое отношение к жизни и смерти стало определяющем в искусстве Гинкаса, обусловило истоки и пафос его театра.

В 1959 поступил на актерский факультет Вильнюсской консерватории, окончил три курса, с 1962 учился на режиссерском факультете Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (мастерская Г. А. Товстоногова), который окончил в 1967.

Дебютировал в 1967 спектаклем Традиционный сбор В. С. Розова в Рижском театре русской драмы (Латвия), затем ставил спектакли Ленинграде. В 1970-1972 возглавлял Красноярский ТЮЗ, где поставил целый ряд спектаклей.

После Красноярска опять работал в театрах Ленинграда.

С 1981 начался московский этап творчества Гинкаса. Его спектакли неизменно становились событиями театральной жизни Москвы, в них были заняты ведущие актеры театров И. М. Смоктуновский, С. Ю. Юрский, А. А. Калягин и др. С 1988 Гинкас работает в Московском ТЮЗе. Его спектакль "Записки из подполья" по Ф. М. Достоевскому (1988) — участник и призер международных театральных фестивалей в Германии, Югославии, Бельгии, Турции и других странах. Следующий спектакль по Достоевскому, "Играем "Преступление" был назван лучшим спектаклем сезона 1990-1991.

В 1995 Гинкас выпустил "историко-театральную репродукцию" Казнь декабристов по собственной пьесе. Столкнув прошлое и настоящее в границах одного времени-пространства, режиссер снова исследует человеческую природу, ее бездны, ее ограниченность и возможности. За изложением более или менее достоверных фактов (мемуары, докладные записки, свидетельства очевидцев) проступают оспаривающие друг друга "концепции", каждая из которых, ради стройности, сдобрена обманом, вольными или невольными упущениями, ошибками услужливой памяти. В спектакле замечательно проявились актерские индивидуальности Д. Супонина, Е. Сармонта, М. Виторгана, В. Пучкова, А. Коврижных. В 1998 Гинкас ставит в МТЮЗе Золотой петушок по сказке А. С. Пушкина. Несколько клоунов разыгрывают с детства знакомый сюжет. Гармония — привычное понятие, связанное с пушкинской поэзией, но режиссер расслышал и усилил разноголосие и сумятицу этой сказки: ритм стиха то и дело рвется, кантилена ломается, повествование разлетается на клочки и вновь собирается в единое целое. Клоунские забавы пронизаны смутной враждебностью и ощущением соперничества, а не общности. Следующая работа Гинкаса, спектакль Комната смеха по пьесе О. А. Богаева Русская народная почта, был поставлен в Театре-студии под руководством О. Табакова (1998), который сам сыграл главную роль. Спектакль "Пушкин. Дуэль. Смерть" (1999, МТЮЗ) — абсолютно авторский спектакль. Режиссер сочиняет сюжет на основе документов и сам решает пространство, работает без сценографа. Белая комната, посмертная маска поэта, актеры в черно-белых костюмах. Строгое двухцветье в финале взрывается всеми красками радуги пышных женских вееров. Актеры преданы режиссерской идее, точно выполняют замысел, верны стилю.

За спектакли "Золотой петушок" (1998) и "Пушкин. Дуэль. Смерть" (1999) Гинкас был назван лучшим режиссером Всероссийского фестиваля "России первая любовь…".

Преподавательская деятельность Гинкаса началась в 1985 в Гиттисе (РАТИ), продолжилась в Школе-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТе и на Высших режиссерских курсах. Является профессором Шведской театральной академии в Хельсинки. Неоднократно выезжал за рубеж для чтения лекций, проведения семинаров и лабораторий в театральных школах Великобритании, США, Норвегии и Финляндии. В 1998 руководил режиссерско-актерской лабораторией в Шекспировском Королевском театре.

Заслуженный деятель искусств РФ (1997), лауреат Государственной премии РФ (1999).


Генриетта Наумовна Яновская родилась 24 июня 1940 года в Ленинграде. В 1967 окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино (ЛГИТМиК, курс Г. А. Товстоногова). Дебютировала в ленинградском областном Малом драматическом театре (ныне "Театр Европы") спектаклем Варшавская мелодия Л. Зорина. В 1968 выпустила здесь же Бал воров Ж. Ануйя, подтвердивший своеобразие ее режиссерского почерка.

В 1970-1972 работала в красноярском Театре юного зрителя, который возглавлял К. Гинкас, поставила там ряд спектаклей. В последующие годы до середины 1980-х годов Яновская ставила спектакли в разных городах страны.

Во второй половине 1970-х годов Яновская руководила театром "Синий мост" в Ленинграде. В 1984 Яновская дебютировала на московской сцене спектаклем "Вдовий пароход" И. Грековой и П. Лунгина (Театр имени Моссовета), открывшем новые грани дарования актрис О. Остроумовой и Н. Теняковой. В 1985 поставила в Театре имени Вл. Маяковского "Летят перелетные птицы" А. Галина.

С 1986 – главный режиссер Московского театра юного зрителя (МТЮЗ). Ее первая постановка в МТЮЗе – "Собачье сердце" по М. Булгакову – изменила судьбу, имидж театра. Спектакль стал одним из значительных явлений сезона 1986-1987.

В 1996 в Драматическом театре г. Турку (Финляндия) поставила "Канкан" — мюзикл К. Портера. Снялась в фильме Алексея Германа "Хрусталев, машину!"

Лауреат премий "Хрустальная Турандот", "Чайка".



"Скрипка Ротшильда" – третья, заключительная часть чеховской трилогии Камы Гинкаса, вышедшая после "Черного монаха" и "Дамы с собачкой". Мировую премьеру "Скрипки Ротшильда" сыграли в Америке, в Йельском репертуарном театре. Американские критики писали: "спектакль "Скрипка Ротшильда" является настоящим откровением… он одинаково захватывает и сердце и интеллект", что "Гинкас совместно с Чеховым обращается напрямую к человеческому сердцу".

Российская газета "Коммерсант" отметила: "В сущности, примирение с евреем оказывается главным сюжетом спектакля, и именно Ротшильд, воздев руки и скорбно раскачиваясь на вершине сухого дерева, оплакивает под еврейские мотивы Десятникова судьбу русского антисемита Якова. И танцует весело-отчаянный поминальный – по его жизни – танец".

http://www.nwf-film.com/
Федерация еврейских общин России © 2004-2008

Адрес: 127055 г. Москва, ул. Образцова д.19-а. Tелефоны: +7 (495) 730-2791 (-92, -93) | E-mail: info@feor.ru
При использовании материалов сайта, ссылка на feor.ru обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на www.feor.ru обязательна.